Главная \ Острая тема \ учителей нет

учителей нет

Педагогов.net

 

Чем обернется кадровый дефицит в образовании в ближайшем будущем?

 

Светлана Сергеева

 

Вовочка утром: Мам, а можно я сегодня в школу не пойду?

 - Почему?

 - Сидров опять подножку поставит, Петров обзываться будет…

 - Надо сынок, надо. Ты же учитель!

 Чисто теоретически учительствовать должны лучшие из людей. Понятно почему. Практически же в наших школах и детских садах работают не всегда лучшие, и не всегда по призванию. Но прежде чем фыркать в их сторону, выражая свое родительское недовольство, надо осознать одну простую вещь: учителей и воспитателей сегодня катастрофически не хватает, и мы должны быть благодарны тем, кто остается в этой профессии. В ближайшем будущем мы столкнемся с таким кадровым провалом в сфере образования, что несимпатичная вам Марьиванна, которую еще вчера вы поругивали за некомпетентность, покажется вам даром небес.

229eae2979118ef9c9201eb221ff1fb8 Нехватка учителей и воспитателей – не российская проблема, а общемировая. По данным ЮНЕСКО, чтобы достичь всеобщего доступа к начальному образованию к 2015 году, понадобится дополнительно 18 млн. учителей, а тенденция к потере престижа профессии и бегства педагогов из школ сохраняется и в России, и Америке, и в европейских странах.

 Самый дефицитный человек - воспитатель

 В Сургуте на конец 2012 года в школах города имелось 69 педагогических вакансий, а в детских садах – 42. Наиболее дефицитные специальности – это воспитатели, учителя начальных классов, музыкальные руководители, педагоги-организаторы, психологи, также существует нехватка учителей информатики и математики. И дефицит будет расти, поскольку пытаясь хоть как-то удовлетворить потребности всё прирастающего детского народонаселения, власти строят школы и сады – мало, но все же строят! Однако каменная коробка с окнами – это еще не сад и не школа, а лишь пустой модуль, ничего не значащий до тех пор, пока его кабинеты не заполнят люди. Но где ж их взять? В сургутском образовании работает 25% педагогов предпенсионного возраста, в Сургутском районе таких -14%. Завтра они уйдут, кто займет их место?

 

 Молодые педагоги есть, но мало

 

молодой педагог Стереотипное представление о том, что молодые специалисты по окончании педагогических вузов не идут в школы, неверно. Идут, но их мало. Развенчала мифы о нежелании выпускников работать в школах и садах начальник центра трудоустройства выпускников «Карьера» Сургутского государственного педагогического университета Тамара Некрасова:


 «В последние годы почти все выпускники трудоустраиваются в образовательных учреждениях.  А педагогами начальных классов и воспитателями дошкольных учреждений по полученной специальности работают 100 % выпускников. Не работают лишь те, кто имеет на то уважительные причины: декретный отпуск, армия, учеба в аспирантуре. Проблема в другом  – наших выпускников слишком мало, чтобы закрыть кадровые проблемы Сургутского образования. Кадровый голод ощущает образование всего региона. К нам поступают заявки из ОУ ХМАО и ЯНАО: Когалым, Советский, Урай, Надым, Нягань, Салехард.

класс Например, в прошлом году мы выпустили 13 педагогов дошкольного образования и 14 учителей начальных классов, а на 1 сентября 2012 года только в Сургуте было 27 вакансий учителей начальных классов и 12 воспитателей. В этом году выпустим  13 учителей начальных классов и 11 воспитателей, а вакансий в городе на 1 января 2013 года -  12 и 56 соответственно. Мы увеличиваем набор абитуриентов, но это не спасет ситуацию. Сейчас в ВУЗы поступают те, кто был рожден в период демографического провала. Если в 2008-2009 учебном году сургутские школы выпустили 2026 потенциальных абитуриентов, то в 2011-2012 – всего 1251. При этом часть из них не сдали ЕГЭ, то есть студентами вузов стать не смоли… И из кого выбирать? Проблема есть и ее надо решать на разных уровнях.

 Сейчас у нас на первом курсе 58 студентов  -  будущих учителей начальных классов и 44 учатся на педагогов дошкольного образования. Даже если все они будут трудоустроены по профессии, потребность в учителях и воспитателях не будет удовлетворена полностью. Вспомните о росте рождаемости последних лет».

 

 Почему я не хочу работать педагогом

 

 Я охотно верю, что молодые педагоги идут работать в школы и сады. Но надолго ли они там задерживаются? Безусловно, часть из них находят в педагогике свое призвание и, несмотря на все трудности профессии, остаются в ней. Но слишком много вокруг меня людей с педагогическим образованием, которые работают кем угодно, только не учителями. Среди одних только журналистов добрая половина – несостоявшиеся или бывшие педагоги. Значит с нашими школами все-таки что-то не так. Что именно, мы пытались выяснить. Наш журнал провел небольшой опрос людей, по разным причинам покинувшим педагогическое поприще. Мы попросили их продолжить фразу «Я не хочу работать в школе (детском саду), потому что…» Вот некоторые из аргументов экс-педагогов:

 - Хочу принадлежать своей семье, а не школе, совмещать не получается. Муж поставил ультиматум: или я, или школа.

 - Неблагодарный труд. Работать вполсилы не умею. А в школе как не выкладывайся, вечно в долгах – администрация требует, аттестации и проверки, родители сегодня очень трудные. Устала.

 - Учитель – это всегда сапожник без сапог. На собственных детей времени не хватает. Чтобы зарабатывать больше, вела две ставки. Ушла в журналистику – получаю примерно столько же, но работа значительно легче и остается время на семью и хобби.

 - Зарплата педагога-организатора очень мала. Еще не нравится то, что школа – на 99 % женский коллектив, а это - террариум. Если бы в школе было больше мужчин, там был бы более здоровый психологический климат.

 - Не мое призвание. А без этого ощущения работать с детьми нельзя.

 - Надоело «бумаготворчество». Отчетов пишу больше, чем конспектов уроков. После института мечтала нести детям разумное, доброе, вечное, на полном серьезе, никакого юмора. Но я больше отчитываюсь, чем учу. Не вижу во всем этом смысла. Буду увольняться.

 - Хочу выйти замуж. Работая в детском саду – с утра до вечера с детьми, вряд ли встречу свою судьбу. К тому же огромная ответственность за детей не эквивалентна заработной плате.

 - У современных детей нет мотивации к учебе. Им ничего не интересно. Почти 12 лет продержалась в педагогике, больше не хочу. ЕГЭ, ФГОСы – все это удар и по учителям, и по ученикам. Устали все.

 - Надоела безнаказанность за неуважительное отношение к учителям со стороны учеников и их родителей. Что бы ни случилось, приходится проглатывать. Плюс прессинг администрации. Зарплата этих эмоциональных трат не возмещает.

 - Воспитателем в муниципальном саду работала 2 года, постоянно приходилось выходить в две смены, группы забиты под завязку. Сейчас работаю в частном садике, довольна.

 Как безусловные плюсы профессии отмечают:

 - общение с детьми – рядом с ними остаешься вечно молодым;

 - ежегодный отпуск летом;

 - приобретение опыта преодоления трудностей в воспитании. Как правило, педагоги - хорошие родители, а впоследствии бабушки или дедушки;

 - уверенность в завтрашнем дне. Учитель – довольно стабильная профессия, он застрахован от рисков, свойственных бизнесу.

 - необходимость самосовершенствоваться и хорошо выглядеть. Учитель подобно артисту каждый день на людях и не может позволить себе «раскисать».

  К слову

 По данным департамента науки и образования администрации города Сургута, средняя заработная плата учителя муниципального образовательного учреждения с 1 января 2013 года составляет 57 758 рублей, а воспитателя детского сада – 43 466 рублей. Не спешите удивляться. Как вы понимаете, средняя зарплата – не всегда достоверная цифра, так что в реальности зарплата молодого специалиста без стажа и категории может составлять приблизительно 25 тысяч рублей,а у заслуженного учителя  - доходить до 50 000. Хотя, конечно, рост зарплат в сфере образования очевиден, оплата труда учителей, наконец, достигла уровня средней зарплаты в сфере промышленности по региону. Значит, сегодня дело все-таки упирается не только в финансовый вопрос. 

 

 Реплика

 

DSC09900 Есть смутное ощущение, что кадровый дефицит в педагогике – это отражение общечеловеческого дефицита тепла, сердечности, умения отдавать и делиться своим внутренним светом «просто так», не рассчитывая что-то выгадать от этого. Сегодня странно и неправдоподобно выглядит подвижничество учителей послевоенных лет, которые проверяли сотни тетрадей при керосиновых лампах, мало интересовались зарплатой и сидели допоздна с отстающими в нетопленной деревенской школе. Если бы их спросили: «Да зачем вам все это?». Примерно представляю, что бы они ответили, что-то жанно-де-арковское: «Как зачем? Раз уж государство нас выучило на педагогов, будем работать, отдавать моральный долг. Если не я, то кто же будет учить детей? Есть такое слово – надо». Звучит для нашего времени неестественно, правда? Другое общество – другие мерки.

 

 Почти риторический ?

 

 Вы думаете, легко работать с детьми, воспитанными телевизором, элементарные представления о мире у которых сформированы псевдонаучным бредом с каналов РЕН-тв и ТНТ?

 

 Версия

 

 Еще одна, на первый взгляд призрачная, но довольно веская причина – кризис доверия в обществе. Педагогу не доверяют ни государство, ни родители, а иногда и дети. Его без конца проверяют и пришпоривают, что унизительно. А поскольку в педагогику часто идут интеллигенты с тонкой душевной организацией, их ранимое сердце не выдерживает прессинга, и школа (или детский сад) теряет хорошего специалиста. Как пример, «телефон доверия», куда может позвонить любая безнравственная бестолочь и оговорить педагога. Его мнение учтут, ведь ученик у нас теперь «на божничке», а место учителя где-то между молотом и наковальней.

 

 МНЕНИЕ. Взгляд изнутри

 Надежда Гарибова, психолог детского сада "Садко"mamik86@yandex.ru

 На мой взгляд, главная трудность кадрового вопроса в образовании заключается в том, что система не пополняется молодыми специалистами. Или пополняется, но незначительно и ненадолго (быстро пришел – быстро ушел). Даже в тех случаях, когда профессия выбрана сознательно, любима и желанна, молодой специалист не всегда бывает готов к тому, что первые несколько лет после окончания учебного заведения ему придется основательно «упираться», осваивая практическую составляющую профессиональной деятельности. Возвышенное университетское представление о ней в очень редких случаях совпадает с реальной действительностью в виде рабочих будней педагога. А будни эти, мягко говоря, нелегки.

Непосредственный субъект нашего взаимодействия – дети, подвижные, часто непредсказуемые, ежесекундно меняющиеся, непрерывно перемещающиеся (как атомы в молекуле) в реальном пространстве и в области восприятия окружающей действительности. Личная ответственность педагога за каждого - это уже много. Плюс необходимость выстраивать взаимоотношения с коллегами и администрацией, инновационный характер педагогического процесса, плохо соотносимый со здравым смыслом объем «бумагооборота» на сегодняшний день и многое другое.

- А кому сейчас легко? – скажете вы и будете правы. Особенность нашего времени – высокий уровень невротизации общества в целом (факт общеизвестный, причины, скорее всего, вам тоже понятны). Прибавьте к этому низкий уровень родительской культуры немалой части представителей этого же общества и получите обобщенный образ современного родителя, с которым приходится иметь дело педагогу. Причем не просто осуществлять ежедневное ритуальное действие «здравствуйте – до свидания - приятно было с Вами встретиться», а эффективно общаться. Обсуждать позитивные и негативные моменты в развитии ребенка, искать и находить причины трудностей, вырабатывать единую тактику взаимодействия с детьми, имеющими особые образовательные потребности. И если педагог со стажем чаще всего в ситуации необоснованно конфликтного поведения родителей может «прогнуться» и «проглотить», то молодые образованные девочки отказываются принимать такую модель взаимодействия и просто уходят из образования и, как показывает опыт, неплохо устраивают свою трудовую биографию за его пределами.

Родители всегда были разными, но удельный вес «трудных» родителей на сегодняшний день значительно возрос. Именно поэтому нечестно и неконструктивно перекладывать ответственность за решение данного вопроса на плечи конкретного педагога, психолога или администрации образовательного учреждения. Проблемы должна решаться не только в стенах детского сада или школы, где психолог часто напоминает пожарного с маленьким огнетушителем в руках, пытающегося локализовать пожар, то и дело неожиданно вспыхивающий в разных точках огромного образовательного пространства. В первую очередь проблема должна решаться там, откуда к нам приходят родители – в обществе в целом, в частности в нашем городском родительском сообществе.

А поскольку проблемы глобальная, то и подходить к ее решению следует глобально: консолидировать усилия всего общества, в частности, использовать средства массовой информации как одно из мощных средств в решении данного вопроса. С помощью СМИ привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству, способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями ребенка. Информировать родителей об особенностях развития детей. Создавать у родителей мотивацию к сохранению и укреплению семейных ценностей, увлечений, традиций и созданию новых. Побуждать родителей использовать каждую возможность для общения с ребенком через организацию совместной деятельности. Рекомендовать родителям литературные произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Транслировать родительской общественности города лучшие образцы семейного воспитания и многое другое из того, что входит в понятие «культура родительства».

Журнал, который Вы сейчас держите в руках, делает эту работу на протяжение 6 лет. Присоединяйтесь к нам, поддерживайте, помогайте. Давайте будем делать ВМЕСТЕ. Ведь это нужно всем нам.

 МНЕНИЕ РЕДАКТОРА

Людмила Андриенко

 В классе ребенка моей сестры в Самаре работает 75-летняя учительница. Родители неоднократно пытались узнать у администрации школы – нельзя ли отправить заслуженного педагога на отдых? Тем более, что поругивая детей в духе старых времен, забывшись, пожилая дама частенько позволяет себе высказывания в духе: «И вы такие же дураки, как ваши родители…» Но директор школы вполне определенно отвечает родителям, что заменить учительницу просто некем…

 Я еще помню времена, когда учительница могла позволить себе ударить ученицу по рукам линейкой или в гневе изорвать тетрадь с неправильно написанным текстом… И я умолчу про демонстративное умывание классной руководительницей в туалете подкрашенной старшеклассницы… Я боюсь, что то, что сейчас творится в педагогике – это наследие тяжелых советских времен, когда система была еще хуже и в школу шли далеко не лучшие – а те, кто не смог устроиться получше, и шел мучить ни в чем не повинных детей…Сейчас маятник качнулся в противоположную сторону – и мне искренне жаль учителей и воспитателей, которые почему-то сейчас во всем виноваты…Я сама ушла из школы после года работы, потому что не смогла выдержать этой системы – на тебя давит администрация, а ты в ответ давишь на детей и родителей…

 Зато теперь мама ученика на замечание учительницы в дневнике сына «Плохо вел себя на уроке» нимало не задумавшись, пишет в ответ в этом же дневнике: С замечанием не согласна…»