Главная \ Школоведение \ Учим уроки

Учим уроки

Домашнее задание. Миссия выполнима.

Как пережить ежедневный кошмар под названием «уроки»

Сергеева Светлана

Есть ли на свете ребенок, который любит делать уроки? Не знаю как вам, а мне такие не встречались, ни в мою педагогическую бытность, ни теперь, когда я уже по другую сторону баррикад.  И если педагогическая политкорректность не позволяет учителю откровенно раздражаться на нерадивых учеников «продленки», с неохотой царапающих в тетрадках «Домашняя работа», то наш родительский гнев  так и рвется наружу, как только мы в ответ на вопрос  «Ты сделал уроки?» слышим: «Ну мам, я потом…».

Если отбросить эмоции, то в наших силах оптимизировать любой процесс, даже столь проблематичный, как приготовление уроков. Как показывает практика, орать, ставить ультиматумы, лишать радостей жизни и стыдить в большинстве случаев бесполезно. Про  применение физической силы  даже не и говорить не стоит, поскольку унижением нельзя добиться вообще ничего и никогда. Итак, порывшись в различных источниках – от Макаренко до Айенгары (учитель йоги), мы кое-что отыскали и решили опубликовать несколько практических советов о том, как же все-таки облегчить ребенку задачу по выполнению ненавистного домашнего задания.

  1. Съешь лягушку с утра. Но сначала порежь ее на кусочки

 Нет, это не урок по французской кулинарии. Это помесь знаменитого высказывания Марка Твена с  советами тайм-менеджеров (тренеров по организации времени). Знаменитый американский писатель  когда-то  придумал чудную метафорическую формулу: «Если с утра съесть лягушку, остаток дня будет чудесным, поскольку самое худшее уже позади». И она работает  - если с утра заставить себя выполнить самое сложное, самое неприятное дело, то весь день будет окрашен приятными эмоциями, ведь «кирпич» сброшен, ничто не тяготит, дамоклов меч не висит над головой. Расскажите об этом своим детям – они это запомнят и, возможно, примут к сведению.

Тайм-менеджеры в свою очередь предлагают не только не откладывать дело (в нашем случае выполнение  домашнего задания) на потом, но и приступать к нему, предварительно осмыслив объем  предстоящей работы и разбив ее на части.  Скажите ребенку: «Посмотри, работы совсем не так много, как кажется.  Давай разделим ее на три части,  и ты с ней обязательно справишься».

 2.       Машем руками – работает мозг

Не секрет, что легкая физическая разминка помогает встряхнуться, заставить кровь бегать быстрее и соответственно улучшить работу мозга. Предложите ребенку сделать перед началом занятий несколько простых упражнений: наклоны и круговые вращения головой, махи руками  и ногами, прыжки, наклоны туловища и приседания.  Очень эффективна разминка и в тот момент, когда ребенок устал, ручка валится из рук, а концентрация на нуле.

Отличные комплексы  асан и дыхательных упражнений предлагает йога. Есть простые, подходящие для детей позы, позволяющие сконцентрироваться или расслабиться. А дыхательные упражнения помогут обогатить мозг кислородом  и снова сосредоточиться на уроках.  Освойте эти приемы сами и обучите  им детей.

 3.       Не дать по шее, а растереть ее

Растирание шейной и затылочной зоны жестким полотенцем также как и разминка бодрит и улучшает кровообращение. Еще незаменим контрастный душ.

 4. Проветривание и ароматерапия

Нейропсихолог Екатерина Емельянова в своей книге «Решаем школьные проблемы» предлагает (кстати, отличная книга,  рекомендуем  читать каждому родителю) во-первых, чаще отправлять ребенка на прогулку – без свежего воздуха невозможна полноценная умственная деятельность. Причем очень важно гулять днем, при «белом» свете, он очень полезен ребенку. Детская тоже должна быть всегда хорошо проветрена. Во-вторых, призвать на помощь ароматерапию, заправив аромалампу  эфирными маслами или бергамотом, можжевельником.  Можно просто заварить в чашке лавровый лист, положить на стол апельсиновую корку.

5.       Съешь лимон - поднимется настроение

Если ребенок устал, выполняя домашнее задание, или вообще никак не может сесть наконец за стол и открыть дневник, чтобы начать учить уроки, предложите ему пищу для ума: банан, орехи, мед, лимон. При этом выразите свою уверенность в том, что это поможет. Дети верят нам, и уж если мама сказала, что банан поможет, то сама вера в ее слова уже станет достаточным стимулом для активизации мозга и поднятия настроения.

Про сезонный прием комплексных витаминов вы и сами все знаете. Впереди четвертая четверть, когда силы на исходе, поэтому их прием просто необходим.

6.       Напоминалка в мобильном

Очень важно приучить ребенка к самостоятельности. Он САМ должен помнить о том, что ему нужно готовить уроки. Любому человеку приятнее решать поставленную задачу по собственной инициативе, чем по указке начальника.  Пусть школьник в своем мобильнике сам установит напоминалку на определенное время – она будет сигнализировать о том, что час икс пробил, пора приступать к приготовлению уроков. И лучше дать ребенку возможность не выучить уроки, проигнорировав  сигнал, пусть он узнает о последствиях своей легкомысленности – получит двойку или замечание учителя, будет вынужден назавтра выполнять задание «за вчера и сегодня». Тогда потом вам не придется зудеть ему в ухо: «выучи, да выучи».

Контроль необходим, но он должен быть не нудным, изобретайте способы не надоесть своим детям. Например, один папа предложил сыну, взбунтовавшемуся против уроков, не учить  их, но и он сам сознательно не выполнил свой рабочий заказ (ремонт автомобиля) в назначенный срок, в итоге сын получил плохие оценки, а отцу не заплатили денег, семья две недели сидела на макаронах и без развлечений.  Комментировать произошедшее отец не стал – все было ясно без слов: они оба проигнорировали свои обязанности и получили по заслугам. Такой урок произвел на пятиклассника неизгладимое впечатление.

 7.       Доска объявлений

Повесьте перед рабочим столом ребенка доску или любую панель, к которой можно приклеивать записки. Пусть все нужные правила, формулы, само расписание уроков будут у него перед глазами. Ту же электронную фоторамку со сменными кадрами можно использовать в качестве помощника по запоминанию, например, таблицы умножения. То, что трудно запомнить, должно все время маячить перед глазами – и оно запомнится само. Да здравствует таблица умножения на двери туалета!

 8.       Говорите человеку трижды в день, что он свинья, и он захрюкает

Это трудно, но постарайтесь не говорить маленькому человеку, что он бестолочь, тупица, лентяй и т.д. Психологи говорят, что дети легко внушаемы, они сначала будут удивляться и протестовать, но со временем поверят, что такие они и есть.  Лучше фиксировать свое внимание на успехах – и если уж ребенок сделал что-то очень хорошо, прилепите на его «доску объявлений» записку «я горжусь тобой», «это круто», «мой сын – самый клевый чел».

9.       Помоги мне

Многие родители считают, что помогать делать уроки ребенку – это порочный путь, который приведет к тому, что школьник без мамы и шагу не сможет ступить. Если переусердствовать, то да, так и будет. Но ребенок нуждается не в том, чтобы ЗА НЕГО делали уроки, а в том, чтобы  С НИМ были рядом. Чаще всего ему нужна лишь моральная поддержка, слова одобрения: «о, как много ты уже сделал!», «ты справился, я очень рада», «если будет очень трудно, я помогу тебе». Этого бывает достаточно. Но если тема действительно непонятна, следует бросить все свои дела и объяснить ее на аналогичных примерах, а саму же задачку, заданную на дом, он должен решить САМ. Если это гуманитарный предмет, подведите ребенка к правильному ответу подсказками, наводящими вопросами, скажите, где он сам может вычитать нужную информацию.  На это уходит много родительского  времени и терпения, но окупается сполна.

10.   Все дело в работе мозга

Если с учебой в целом и домашними заданиями в частности совсем не ладится, обратитесь за помощью к психологу, а возможно, и к неврологу. Для нас это непривычный путь, но, поверьте, эффективный. Ведь можно годами изматывать нервы себе и ребенку, не подозревая, что во все дело в каких-то особенностях строения его организма, недостаточном развитии определенных  структур мозга и т.д.  Не пытайтесь сравнивать с собой: «вот я в твоем возрасте…» Современные дети более нервные, с  менее развитой волевой сферой, физически ослабленные, интеллектуально перегруженные. Многим из них, как бы это странно для нас ни звучало, не обойтись без профессиональной помощи врачей и психологов. Увы, но лучше осознать  эту неутешительную информацию и принять меры, чем терзать своего ребенка завышенными ожиданиями.