Главная \ Школоведение

Школоведение

 Информация к размышлению

 

Учиться дома? А почему бы и нет!

Вера Жерноклеева

 

Рано или поздно у любого родителя возникает мысль: «Ах, если бы можно было не отправлять ребенка в школу…». Причины разные: трудности в учебе, конфликты со сверстниками, непонимание со стороны учителей, подростковый кризис; а иногда это удаленность школы от дома, здоровье ребенка, семейные обстоятельства, не позволяющие ежедневно ездить на учебу. Взять хотя бы растущие загородные поселения, набирающие все большую популярность в Сургуте, школ там нет, а тратить на дорогу много времени, да еще и в наших погодных условиях, не всегда целесообразно.1443380824_lenivye-deti

Раньше крамольная мысль о домашнем обучении отвергалась сразу, теперь же вполне пригодна к рассмотрению. Интернет позволил получать онлайн-уроки практически по любой теме и заказывать всевозможные учебные пособия, а школы стали более лояльны к таким заявлениям родителей. Законодательство нашей страны не запрещает учиться дома, так что выбор за вами. Не нужно воспринимать домашнее обучение как нечто «навсегда», это может быть год-два, необходимые ребенку для решения проблем или преодоления сложившихся обстоятельств. Вернуться в школу никогда не поздно.

Недавно разговаривала с одной мамой, сын которой закончил третий класс, находясь на так называемом семейном образовании. И сам Богдан (сын), и его мама Даша были очень этим довольны, ребёнок без особенных усилий и надрыва для здоровья освоил программу, написал все контрольные в школе, получил хороший результат. Решение перевести ребёнка на домашнее обучение приняли потому, что мальчик выглядел очень усталым и апатичным, не мог справиться со школьными нагрузками. Занималась с ним дома бабушка, она по образованию библиотекарь, но раньше имела опыт преподавания в частном детском саду. Необходимые книги (учебники для учителей) семья нашла без труда, поурочные планы предоставили педагоги 10 школы, куда был прикреплен Богдан.

_________________________________________________________________________________________

Динамика популярности семейного образования в России удивляет: за несколько лет число «домашних» школьников выросло почти в 10 раз: еще в 2008 году их было всего 11 тысяч. Для сравнения, в США на дому на данный момент обучаются два с лишним миллиона детей. По результатам исследований в Штатах успешность тех, кто учится самостоятельно и не ходит в школу, в полтора раза выше.

По данным сайта "Умный малыш" ________________________________________________________________________________________

читать дальше...семейное обучение

 

Встреча
«60 лет высадки геологов на Сургутскую землю»

Светлана Соколова, Федоровская НОШ №4

16 сентября 2017 года школьникам Федоровской начальной школы № 4 посчастливилось встретиться с геологами – первооткрывателями северного края. Ровно 60 лет - 13 сентября 1957 года на Сургутскую землю высадился первый десант геологоразведчиков, в числе которых были приехавшие гости: IMG_0092Николай  Петрович Мельников, фотокорреспондент, член Союза журналистов России; Александр Мовсарович Солтанмурадов, ветеран-геолог;   Зинаида Яковлевна Минеева, ветеран труда; Вера Ивановна Солтанмурадова, ветеран труда ХМАО; Раиса Ивановна Глазкова, ветеран-геолог.IMG_0104

 

Ребята с интересом слушали, как осваивались новые земли, как открывались нефтегазовые месторождения, как неприветливо встречала людей тайга: вязкими болотами, суровыми морозами, мошкой и комарами.

Быть первым  - всегда особенно трудно. Так и нашим геологам: добираться приходилось на вертолетах и баржах, жить в палатках, топить печки, готовить на костре, работать  и в зной, и в стужу, и днем, и ночью. Молодые, энергичные, отважные, за плечами которых вот-вот остались институты, с успехом открывали новые месторождения, прокладывали дороги, возводили поселки и города. Северная земля стала их родным домом, где теперь живут их дети, внуки и правнуки.

Многочисленные вопросы маленьких слушателей вызвали искренние улыбки на лице ветеранов. Они с удовольствием ответили каждому, а в конце сфотографировались на память. Теперь в школьном архиве есть памятная страничка, посвященная встрече с первооткрывателями земли, на которой мы живем, а в сердцах добрая память и благодарность.

____________________________________________________

 

ГТО - путь к здоровью

 Гульнура Рахимова – учитель физической культуры начальной школы «Прогимназия»

    В современном мире малоподвижный образ жизни для большинства людей – естественное времяпрепровождение, что сказывается на здоровье людей в целом. Невольно задаёшься вопросом: а что нужно предпринять, чтоб заставить современное поколение двигаться?

Как мне кажется, лозунг «Готов к труду и обороне» (далее ГТО) – это возможность вернуть в современный мир движение а, следовательно, и здоровье!

Общероссийское движение «Готов к труду и обороне» − программа физкультурной подготовки, существовавшая в нашей стране с 1931 по 1991 год и охватывавшая население в возрасте от 10 до 60 лет. С распадом Советского Союза комплекс ГТО прекратил своё существование. В 2014 году началось возрождение комплекса в условиях современной России.люсе1

Современный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) − полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации.

 Комплекс ГТО состоит из 11 ступеней в соответствии с возрастными группами населения от 6 до 70 лет и старше и нормативов по трём уровням трудности, соответствующих золотому, серебряному и бронзовому знакам.

Почему важно регулярно заниматься физической культурой? Укрепление здоровья в процессе систематических занятий физической культурой, а вследствие этого отсутствие болезней, хорошее самочувствие − самая лучшая награда.

Что можно делать уже сегодня для успешной сдачи норм комплекса ГТО?

  • необходимо вести здоровый образ жизни (зарядка, физические нагрузки, правильное питание);
  • обязательно  посещать уроки физической культуры, спортивные залы, фитнес-центры;
  • надо сформировать индивидуальный план самостоятельных занятий.

     Успешная сдача норм ГТО – это большое достижение, настоящий повод гордиться собой. И каждый день, проявив упорство, сможет достичь высоких результатов! Здоровье – это наше богатство. Чтобы его сохранить и приумножить, нужны регулярные занятия спортом, правильное питание и полноценный сон. Подготовка к сдаче норм ГТО укрепит организм и поможет ему правильно развиваться, сделает тело сильным и выносливым, а так же научит дисциплине и целеустремленности, которые полезны во всех сферах жизни.

Как вы считаете, достаточно ли детям уроков физической культуры, для того чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме и успешно выполнить нормативы ГТО? люсе2

В целях пропаганды комплекса ГТО и  привлечения большего количества детей и взрослых, желающих самостоятельно заниматься физической культурой и спортом, укреплять свое здоровье,  «Прогимназия» в 2015-2016 учебном году  принимала участие в городском проекте. Мы вместе с родителями провели ряд мероприятий: анкетирование  родителей и обучающихся «Что мы знаем о ГТО», праздник «Папа, мама и я – спортивная семья», конкурс  рисунков «Я – занимаюсь спортом!», конкурс стендов «Мои спортивные достижения», конкурс сочинений «Наш семейный выходной», выставка  - коллаж «Спорт в моей семье», участие семейных команд  в соревнованиях «Лыжня России», «Интересная скакалка»- праздник с мамами, турпоход и заключительный спортивный праздник «Нам со спортом по пути».

Большим достижением стало знакомство большого числа родителей и детей с нормами комплекса ГТО. И в этом же учебном году 35 учащихся нашей школы приняли участие во ВФСК ГТО. Из них трое сдали нормы ГТО на серебряный значок и три ученика получили бронзовый значок ГТО. В следующем учебном году изъявили  желание принять участие в ВФСК ГТО -  259 обучающихся.

 _________________________________________________________________________________________

 Новогодняя акция «Подари улыбку»

Любовь Тихоненко, педагог-организатор

В конце прошлого года в  городском поселении Федоровский волонтеры отряда  «Правнуки победителей»  из Федоровской школы №1 совместно с депутатом Думы Сургутского района  Андреем Пайлем  в рамках реализации проекта «Арт-прививка» провели благотворительную акцию, приуроченную к Новогодним праздникам.DSC_3815

Волонтёры в костюмах Деда Мороза и Снегурочки поздравляли  с наступающим Новым годом детей, находящихся в детском стационаре Федоровской городской больницы, а также пришли с поздравлениями в дома ветеранов труда, тружеников тыла, проживающих в нашем поселке.DSC_3794

Дед Мороз и Снегурочка желали удачи, здоровья, успехов и благополучия в новом 2017 году. Волонтеры подарили хорошее новогоднее настроение, сладкие подарки и сделанных на 3D принтере новогодние сувениры в виде символа года - Петуха.

 

 

___________________________________________________________________________________________

 

 

Стать пятиклассником

 Ольга Калугина, педагог-организатор Федоровской средней школы №5»

  Октябрь, окончание четверти, а у наших пятиклассников праздник посвящения. За плечами годы учебы в начальной школе: выработка усидчивости, первые шаги в непростой школьной науке, привыкание к работе в коллективе. И вдруг 5-й класс, где вновь приходится перестраивать распорядок своей школьной жизни.

 Доказательством "зрелости" стали испытания, через которые смогли пройти все четыре пятых класса во время конкурсной программы «Посвящение в пятиклассники», которая прошла в нашей школе 20 октября.

 

Ведущие праздника, София Лисовая (11 кл.) и Марина Юрьевна Харабадот (учитель начальных классов) предложили ребятам выполнить задания, среди которых были: загадки на школьную тему, украшение "дерева пятерок", музыкальная визитная карточка класса.

 Финал праздника – это торжественно произнесенная клятва с обещаниями вести достойный образ жизни, присущий ученику Федоровской школы №5.

 Праздник получился красивый и зажигательный! Каждый, кто на нём присутствовал, получил заряд хорошего настроения. А пятиклассникам мы желаем хороших отметок и больших побед!

__________________________________________

Мы готовили проект

Любовь Тихоненко,  инструктор по труду

Сейчас в школах активно начинают использоваться  различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, "портфель ученика”, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность для поднятия мотивации  детей.  Важно, чтобы система обучения начинала меняться в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться.DSC04868

Система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти ее, переработать и использовать в определенных целях.  

Нельзя не учитывать и тот факт, что у детей отсутствует мотивация учения и интерес к получению новых знаний, так как их не устраивает объяснение, что тот или иной учебный материал пригодится им во взрослой жизни после окончания школы.

Классный руководитель начальных классов Венера Шакирова,  учитель высшей категории  Федоровской средней школы № 2,  стала инициатором участия детей во Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо» в Москве. Человек, увлеченный своей профессией и активно внедряющий проектную деятельность в свою работу, Венера Фатхулловна сумела убедить нас в том, что проектная деятельность способна научить наших детей многому.

читать дальше проект

 

О «двойках» и стройках

Светлана Переладова

  397080279

      Моя мама была филологом в обычной советской школе-десятилетке  в небольшом поселке  в Омской области.  На протяжении многих лет у нее были постоянные конфликты с завучем школы, и  только по одной причине: среди 11 двоечников скромной средней общеобразовательной районной школы в начале восьмидесятых – пятеро имели двойки благодаря маме и ее предмету – русскому языку.  И каждая из этих 11 двоек была глобальной катастрофой для всей школы.  Не могли  будущие строители коммунизма иметь двойки. Но, тем не менее, ежегодно несколько восьмиклассников уходили из школы со справками. Десятиклассники грызли гранит науки, выгрызая право поступления в омские вузы. Те, кому этот гранит оказывался не по зубам, благополучно поступали в профессиональные училища и техникумы. По всей стране в то далекое время только 24% выпускников школ поступали в высшие учебные заведения. И не мудрено – на весь Советский союз было всего около 500 вузов.

В середине 90-х годов в маминой школе на 500 обучающихся  (это была одиннадцатилетка с двумя параллелями) было уже не зазорно иметь больше пятидесяти неуспевающих  (то есть порядка 10% от общего числа). И это уже никого не волновало: ни завучей, ни директора, ни, тем паче, районный отдел народного образования.

Перестройка и развал страны, как ни странно, приблизили  Россию по количеству отстающих учеников в общеобразовательных школах к… Америке и Европе. Для американцев, для англичан, французов и прочих европейцев является абсолютной нормой, когда часть выпускников  выходят в большой мир без  диплома об окончании средней  школы. Довольна значительная часть из них  (более 30% в Израиле, около 25% в Америке) получают, по аналогии с Россией,  «справки» об учебе в школе.

Куда же за годы новой счастливой жизни исчезли наши, отечественные двоечники?

читать дальше... двоечники

 

Человек изобретающий

Наталья Горлова - руководитель краеведческого музея «История и современность» Федоровской средней школы №5 школьная конференция Федоровка.JPG

   Как увлечь детей получением знаний и новой информации? А просто – попросить их рассказать об открытии или изобретении.  Именно такую работу проделали участники II школьной краеведческой конференции «Человек изобретающий, или вещи вокруг нас».

     Идея конференции состояла в следующем: показать, как шло развитие цивилизации через достижения в инновациях, открытиях, изобретениях.   

     Почти все поисковые группы во главе со своими наставниками – классными руководителями - ответственно и, главное, творчески подошли к выбранным ими же самими заданиям. О чем только не рассказали ребята! 

Читать далее

  Cлово «школа» женского рода…       

физрук

 Виктор Гаврилов, кандидат педагогических наук

 Уж сколько сломано копий по этому поводу, но «официального мнения» так и нет. Нужен школе мужчина, или она без него может обойтись?

Попытаюсь ответить на этот вопрос, поскольку, во-первых, мужчина, во-вторых, имею опыт работы в школе учителем русского языка и литературы, а в-третьих, мне небезразлична судьба современной школы.

Каждое событие «мужчина-учитель» уникально. В современных школах (мне приходилось бывать в составе жюри конкурса «Учитель года») работает немало творческих, увлеченных педагогов сильного пола. О них разговор впереди. Но если брать не совсем удачные примеры, то, обобщая, возможно выделить и проанализировать три основных группы. Читать дальше...

 

 

уроки Домашнее задание. Миссия выполнима.

Как пережить ежедневный кошмар под названием «уроки»

Светлана Сергеева
Есть ли на свете ребенок, который любит делать уроки? Не знаю как вам, а мне такие не встречались, ни в мою педагогическую бытность, ни теперь, когда я уже по другую сторону баррикад.  И если педагогическая политкорректность не позволяет учителю откровенно раздражаться на нерадивых учеников «продленки», с неохотой царапающих в тетрадках «Домашняя работа», то наш родительский гнев  так и рвется наружу, как только мы в ответ на вопрос  «Ты сделал уроки?» слышим: «Ну мам, я потом…».

            Если отбросить эмоции, то в наших силах оптимизировать любой процесс, даже столь проблематичный, как приготовление уроков. Как показывает практика, орать, ставить ультиматумы, лишать радостей жизни и стыдить в большинстве случаев бесполезно. Про  применение физической силы  даже не и говорить не стоит, поскольку унижением нельзя добиться вообще ничего и никогда. Итак, порывшись в различных источниках – от Макаренко до Айенгары (учитель йоги), мы кое-что отыскали и решили опубликовать несколько практических советов о том, как же все-таки облегчить ребенку задачу по выполнению ненавистного домашнего задания.  

  1. Съешь лягушку с утра. Но сначала порежь ее на кусочки

  Нет, это не урок по французской кулинарии. Это помесь знаменитого высказывания Марка Твена с  советами тайм-менеджеров (тренеров по организации времени). Знаменитый американский писатель  когда-то  придумал чудную метафорическую формулу: «Если с утра съесть лягушку, остаток дня будет чудесным, поскольку самое худшее уже позади». И она работает  - если с утра заставить себя выполнить самое сложное, самое неприятное дело, то весь день будет окрашен приятными эмоциями, ведь «кирпич» сброшен, ничто не тяготит, дамоклов меч не висит над головой. Расскажите об этом своим детям – они это запомнят и, возможно, примут к сведению.

 Тайм-менеджеры в свою очередь предлагают не только не откладывать дело (в нашем случае выполнение  домашнего задания) на потом, но и приступать к нему, предварительно осмыслив объем  предстоящей работы и разбив ее на части.  Скажите ребенку: «Посмотри, работы совсем не так много, как кажется.  Давай разделим ее на три части,  и ты с ней обязательно справишься». 

Читать дальше...

Семья и школа: истина где-то посередине?

 Виктор Гаврилов, кандидат педагогических наук СурГПУ

У меня две дочки (4 и 12 лет) и педагогическое образование (ОмГПУ). В связи с этим во мне  разногласие-2 постоянно борются два серьезных и неравнодушных человека – педагог и родитель. С одной стороны, когда я вижу, что в детском саду с ребенком обошлись как-то не так или в школе у старшей что-то не ладится, во мне закипает праведный гнев родителя, но, с другой стороны...


Скажем, прихожу за младшей в детский сад (к слову сказать, очень хороший детский сад), а у ребенка губа рассечена, рана обработана зеленкой. Воспитательница рассыпается в извинениях, пытается сбивчиво объяснить ситуацию, дескать, играли дети, ваша ударилась о пластмассовую лошадку. «Я выброшу все эти пластмассовые игрушки!» - кричит она в порыве отчаяния. Воспитатель знает, на что способны разгневанные родители. Я ругаться не стал - что тут поделаешь (но шрамик у дочки, похоже, останется). Папы все-таки поспокойнее, толерантнее что ли, в силу своих психических особенностей, им истерить не к лицу. Читать дальше...


 

 

Конкурс «Одаренный учитель – одаренному ученику»