Главная \ Школоведение \ Семья и школа

Семья и школа

Семья и школа: истина где-то посередине?

Виктор Гаврилов, кандидат

педагогических наук СурГПУ

У меня две дочки (4 и 12 лет) и педагогическое образование (ОмГПУ). В связи с этим во мне постоянно борются два серьезных и неравнодушных человека – педагог и родитель. С одной стороны, когда я вижу, что в детском саду с ребенком обошлись как-то не так или в школе у старшей что-то не ладится, во мне закипает праведный гнев родителя, но, с другой сторо


Скажем, прихожу за младшей в детский сад (к слову сказать, очень хороший детский сад), а у ребенка губа рассечена, рана обработана зеленкой. Воспитательница рассыпается в извинениях, пытается сбивчиво объяснить ситуацию, дескать, играли дети, ваша ударилась о пластмассовую лошадку. «Я выброшу все эти пластмассовые игрушки!» - кричит она в порыве отчаяния. Воспитатель знает, на что способны разгневанные родители. Я ругаться не стал - что тут поделаешь (но шрамик у дочки, похоже, останется). Папы все-таки поспокойнее, толерантнее что ли, в силу своих психических особенностей, им истерить не к лицу.ны, чувство уважения к педагогической профессии, собственный опыт работы учителем в сельской школе (да еще и с детдомовскими ребятишками) не дает мне права перейти определенные границы. Вот и мечусь от полюса к полюсу, от плюса к минусу.

А вот мамочки в таком случае превращаются в разгневанных тигриц, защищающих своих детенышей. Много раз был свидетелем гневных разборок родительниц и по более мелким поводам. «Я к заведующей пойду! Я на вас в суд подам! У меня «брат шурина по материнской линии» на юриста учится! Я законы знаю…» В общем, знакомая картинка, верно? На мой взгляд, это очень некрасиво. Воспитатель, педагог краснеет, бледнеет. Она боится потерять авторитет среди детей, уважение коллег, работу, в конце концов. Мама подкована юридически, знает законы - особенно в той части, где говорится о нарушении ее прав. А воспитатель зависим и в данном случае беззащитен.

Конечно, тут можно вспомнить о вопиющих нарушениях, которые встречаются в детсадах. Был случай, когда воспитатель вывела детей на прогулку зимой, а одному из подопечных забыла надеть валенки – так и гулял в носках. Не так давно по телевидению крутили репортаж: уволили воспитательницу (во Владимирской области), которая скотчем прикручивала ребенка к стулу. Всякое бывает. Тут, безусловно, должны вмешаться «соответствующие органы». Но порой, еще раз повторю, скандалы не стоят выеденного яйца, просто родительнице захотелось поругаться – не со своим же начальником выяснять отношения, надо найти кого-то послабее…

Что касается среднего образования, тут свои особенности. Мы забрали ребенка из элитной гимназии, в которой та проучилась два года, и перевели в обычную школу только потому, что первая учительница так орала на детей, что их, бедных, прижимало к партам звуковой волной. Я был этому случайным свидетелем.

Что же это – вершина педагогического мастерства? Или просто эмоциональное выгорание (педагог вскоре вышла на пенсию)… А может, это объясняется элементарным отсутствием любви к детям, не желанием вместе с ними «творить, выдумывать и пробовать»? Какие всходы разумного, доброго и вечного можно ожидать после слова «заткнись»? Мне рассказывали об одной учительнице (трижды заслуженной и четырежды народной), которая давала высокие показатели успеваемости, на уроке была абсолютная тишина, все внимали, трепеща, но при этом дети писались на занятиях от страха. Вот и возникает выбор: какому учителю отдать ребенка – такому или у которого на ушах стоят? На самом деле, портрет идеального учителя рисуется несколько другой...

В условиях нехватки педагогов в сургутских школах, а воспитателей в детских садах качество образовательного процесса вряд ли будет улучшаться. И здесь роль семьи, родителей должна снова возрасти. «Снова» - потому что прежде, на мой взгляд, семейному воспитанию уделялось больше внимания.

До революции была такая замечательная традиция – семейное чтение. Мне нетрудно это представить: лампа с зеленым абажуром, большая светлая комната, нагретая изразцовая печь, вокруг большого стола, покрытого кружевной скатертью, собралась большая семья – дедушка с бабушкой (они не живут отдельно, на «большой земле»), папа (он не смотрит боевик, лежа на диване) с мамой (не сидит в соцсетях), дети (не играют в компьютерные игры и не смотрят мультики). Читают по очереди пухлую затертую книгу (Гюго, Диккенса или Толстого), потом обсуждают прочитанное. Какое обучающее и одновременно воспитывающее действие оказывало на детей подобное чтение!

Но и в наших условиях не все потеряно. Самое главное – родители должны понять, что детсад, школа не могут решить всех проблем вашего ребенка, педагоги не всесильны. Не надо успокаиваться, отдав детей в образовательное учреждение и материально обеспечивая своих чад.Перефразируя слова одного американского президента, можно сказать: «Не спрашивай, что школа (или ДОУ) сделали для твоего ребенка, спроси, что ты для него сделал».

Нужно интересоваться тем, по какой образовательной программе работает педагог, какие мероприятия проводятся, какую книгу читают на уроках литературы, какой век изучают по истории, какие отношения в классе, кто лидер, кто аутсайдер - и почему. Однажды, будучи на родительском собрании в гимназии (первый класс), пытался расспросить педагога о программе подготовки по русскому языку (их ведь теперь много). Мамочки мне быстро заткнули рот (им это было неинтересно) и в течение получаса обсуждали, в каких платьицах и бантиках их дочки должны прийти на утренник. Разве это главное в обучении? Разве цвет бантиков приоритетен?

Еще. Нужно использовать любую возможность поговорить с ребенком, обсудить его день, его проблемы, поиграть с ним во что-то конструктивное, а не сунуть носом в телевизор или компьютер. Я даю этот совет и себе в том числе, так как далеко не идеальный родитель. Однако и фарисеем, вроде Руссо, который взрослых учил воспитанию, а собственных детей отправил в сиротский приют, быть не собираюсь.

Прежде, чем решать проблему, надо ее увидеть и сформулировать. Поэтому нужно быть честными перед самими собой, увидеть недостатки не только школьного, но и семейного воспитания, а затем уже сообща эти недостатки устранять.