Главная \ Психология \ Ребенок-кактус

Ребенок-кактус

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.

Из опыта работы, диагностического наблюдения,  мы можем выделить следующие критерии детской агрессивности:

- чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

- не понимает чувств и переживаний других людей; не может разобраться в собственных чувствах и переживаниях, затрудняется их назвать;

- чрезмерно подозрителен, всё время ожидает физического и морального зла, удара, оскорбления от любого человека, сверстника или взрослого;

- ощущает себя отверженным, одиноким во враждебном мире;

- эгоцентричен;

- обладает крайностью самооценки (либо «я лучше всех», либо «я хуже всех»);

- во всех своих ошибках и неприятностях обвиняет окружающих, а собственные агрессивные действия считает правомерными, вынужденными или защитными;

- часто теряет контроль над собой;

- часто специально раздражает людей.

 

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Однако у определённой категории детей,  агрессия,  как устойчивая форма поведения, не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Причинами  возникновения  агрессивного  поведения  детей  могут  быть  особенности  семейного  воспитания  (отвержение,   насилие   в семье,  демонстрация  родителями  агрессивного   отношения   к   окружающим либо гиперопека),  стрессы  в  социальном  окружении, индивидуальные особенности ребёнка  (впечатлительность,  восприимчивость,  ведущие  к  возникновению  страхов  и  тревожности),  фрустрация (неудовлетворение) базовых  потребностей  ребёнка (в  движении,  самостоятельности,  общении  со  сверстниками),  различные заболевания и т.д.

Причинами  агрессии  могут  быть и  характерологические  особенности ребенка, например  гипервозбудимость,  склонность  к  аффективным  вспышкам,  возникающим  по  ничтожному  поводу,  раздражение,  эгоцентризм,  упрямство.

Роль осознанного родителя в решении проблемы заключается не только в своевременном обращении к психологам при обнаружении у своего ребенка признаков агрессивного поведения, но и в дополнительной (самостоятельной и совместной) работе, нужной для  организации необходимой психологической помощи и предупреждения неблагоприятного варианта развития. Для успешной коррекции обязательным условием является тандем психолога и родителей.

 

Независимо от причины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия действий окружающих людей по отношению к нему:

1.   Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.

2.   Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более – к людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.

3.   Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.

4.   Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.

5.   Обучать конструктивным способам выражения  гнева как естественной, присущей человеку эмоции.

 

Вот некоторые эффективные упражнения, которые рекомендуется проводить не только психологу, но и родителям для коррекции эмоционального состояния детей:

«Разрывание бумаги»

    Цель: выход агрессивной энергии, раскрепощение излишне скованных детей.

 Перед началом игры у детей спрашивают, кто из них обещает убрать комнату в конце занятия, и объясняют, что это упражнение позволит им освободиться от неприятных чувств и потребует значительной энергии. Затем обсуждаются разные чувства и вызывающие их ситуации.

После этого дети вместе со взрослым начинают разрывать подготовленную бумагу на кусочки и бросать в кучку в центре комнаты. Когда кучка станет большой, дети энергично подбрасывают кусочки бумаги в воздух. Те, кто отличаются скованностью и аккуратностью, поначалу ведут себя весьма осторожно, но через минуту и они раскрепощаются. Детям нравится делать кусочки из бумаги и прыгать на них, обсыпать друг друга кусочками бумаги или бросать их горстками в воздух.

 

«Разговор с телом»

Цель: обучение ребёнка владеть своим телом.

Ребёнок ложится на пол, на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребёнка. Затем вместе с ребёнком рассматривает силуэт и задаёт вопросы. «Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел раскрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твоё тело в определённых ситуациях, например, когда ты спасаешься от опасности и др.? А бывают такие ситуации, когда твоё тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь научить своё тело быть более послушным?

 

«Шкала гнева»

Цель: усвоение ребёнком определённых способов, позволяющих ему своевременно распознать и погасить неприятные чувства, т.е. контролировать проявление собственных чувств.

На доске изображается мишень или вешается уже готовая из ткани или другого материала, и используются небольшие мешочки с бобами или горохом.

Мешочки бросают в мишень с определённого расстояния. Мешочки отскакивают от мишени с силой, пропорциональной силе броска. Взрослый, для того, чтобы продемонстрировать ребёнку различную силу таких чувств, как раздражение, гнев, чувство неудовлетворения, бросает мешочки в мишень с разной силой.

В начале игры взрослый объясняет ребёнку, что раздражение – слабая степень злости, и не очень сильно бросает мешочек в мишень, затем предлагает ребёнку сделать  то же самое и просит продолжить фразу: «Я слегка разозлился, когда…» Со словами: «Я разозлился сильнее, когда…», играющие поочерёдно бросают мешочек со всё большей силой. Чтобы ребёнок идентифицировал это чувство, взрослый обсуждает с ним, что ребёнок ощущал в момент раздражения.

 

«Тренируем эмоции»

Взрослый предлагает детям выполнить следующие задания:

-нахмуриться, как осенняя тучка; рассерженный человек; злая волшебница;

-улыбнуться, как кот на солнышке; как само солнышко; как Буратино, как  хитрая лиса; как радостный ребёнок, и так, будто ты увидел чудо;

-позлиться, как ребёнок, у которого отняли игрушку; как два барана на мосту, которые злятся и не уступают друг другу, как  человек, которого толкнули в транспорте или на улице;

-испугаться, как ребёнок, потерявшийся в лесу или на незнакомой улице; как  заяц, увидевший волка; как  котёнок, на которого лает собака;

-устать, как папа после работы; как человек, поднявший тяжёлый груз; как  муравей, который тащил большую веточку;

-отдохнуть, как мама после работы; как ребёнок, который много трудился, но помог маме; как  лошадь, которая привезла большой груз.

 

Однако, все перечисленные техники и приемы будут неэффективными, если будут иметь разовый характер. Задача родителей помочь найти ребенку другие способы совладания со страхом или с ситуацией – более адекватные и спокойные. Терпение и внимание к ребенку, его желаниям и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими - все это поможет наладить взаимоотношения с сыном или дочкой.

И самое главное, о чем должны помнить взрослые: ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего её заслуживает (Эрма Бомбек).