Главная \ Школоведение \ Профориентация сегодня

Профориентация сегодня

Я б в IT-шники пошел или в комбайнёры….

Почему определяться с профессией нужно задолго до окончания 9 класса

Светлана Сергеева

айтишник

Современный мир профессий изменчив и капризен. Он безжалостно выбрасывает за борт инертных и негибких, игнорирует понятия «выслуга лет» и «стаж», не считается с высокими ЕГЭ-баллами и красными дипломами. Работодатель хочет одного: эффективности здесь и сейчас.

Кто нужен на рынке труда?

Еще вчера гуманитарии котировались на рынке труда, сегодня они пополняют армию безработных; совсем недавно наши мамы и папы твердили, что высшее образование – это не роскошь, а необходимость, теперь обладатели среднего специального востребованы, в то время как люди с двумя «вышками» мечутся в поисках работы. На рынке труда нужны практики среднего звена – технологи, прорабы, механики, бурильщики, монтажники и т.д. Работодатели готовы им хорошо платить, но лишь при условии наличия спецобразования и высокого КПД. Однако многие сегодняшние выпускники по-прежнему стремятся к получению более статусного высшего образования, но и тут фавориты сменились. Все мы уже знаем, что юристы и экономисты больше не в чести.

Минобрнауки называло список специальностей, которые будут востребованы на рынке труда к 2020 году. Об этом заявил замглавы ведомства Александр Климов: «В перспективе до 2020 года отраслевые министерства и объединения работодателей с учетом мнения субъектов прогнозируют возрастающую потребность таких направлений, как педагогические, в области здравоохранения, инженерной подготовки, в сфере IT-технологий и ядерной энергетики, авиационной, ракетно-космической техники, технологий кораблестроения».

Как сообщает ресурс ucheba.ru, это обуславливают увеличения бюджетного приема на педагогические и инженерные направления подготовки последние четыре года. «В 2017 году 60 процентов всех бюджетных мест будет приходиться на инженерию и педагогику. Распределение такое: 46% всех мест будет отдаваться на инженерную подготовку и 14 — на подготовку будущих педагогов», — заключил Климов.

Неожиданным звучит заявление о востребованности педагогических направлений, однако, если учесть кадровое непостоянство в этой сфере, можно утверждать, что человек с педагогическим образованием без куска хлеба не останется. А вот о том, что страна нуждается в инженерах, нам говорят уже давно. Не случайно в школах и детских садах развивают робототехнику, конструирование, проектно-исследовательское и другие направления, формирующие техническое и естественно-научное мышление.

натуралист

Чем родители могут помочь?

Как правило, вопросом «гуманитарий я, технарь или кто?» дети озадачиваются годам к 15, когда им надо выбирать, в какой из профильных классов пойти: социально-экономический, естественно-научный, химико-биологический или физико-математический. С одной стороны, это логично, ведь многие ученики очень долго не могут определиться с предпочтениями. Интерес к физике мирно уживается с любовью к литературе, а мечты о карьере авиационного конструктора с жаждой к живописи, и выбрать что-то одно ребенок не может, да и не должен. С другой стороны, раннее осознание своих желаний и способностей позволяет выиграть время, и уже не с 9, а с 5 или даже 3 класса школьник может начать посещать дополнительные занятия по выбранному направлению, участвовать в предметных олимпиадах, читать спецлитературу, соответствующую возрасту.

Что могут родители? Ну, во-первых, в доме, где есть дети, должно быть много книг. Если бумажные книги не по карману, то хотя бы электронная книжка с хорошей электронной библиотекой.

Во-вторых, нам нужно помнить, что интернет – отличный инструмент развития ребенка. Там полно образовательных программ, научно-популярных, интерактивных проектов, которые дают детям возможность почувствовать себя КЕМ-ТО. Пробуйте вместе: сегодня играем в продавца, завтра ставим опыты по химии, послезавтра – примеряем роль кинорежиссера. «Выстрел» может произойти в любой момент. Никто точно не знает, как именно работает механизм «детские впечатления – профессиональное призвание»: то ли внешние воздействия развивают в ребенке определенные интересы, то ли возможности в каждом из нас уже заложены и ждут подходящего случая явиться миру.

Если почитать детские воспоминания Константина Станиславского, легендарного режиссера, он уже в возрасте 3-4 лет почувствовал свое первое «Не верю!». Тогда ему в домашнем спектакле довелось играть роль зимы. Он пишет: «Ощущение неловкости при бессмысленном воздействии на сцене, вероятно, почувствовалось мною бессознательно еще тогда, и с тех пор и по сие время я больше всего боюсь его на подмостках». А как маленький Костя попал в эту творческую ситуацию? Кто организовал домашний спектакль? Мама и папа.

В третьих, родителям нужно вместе с детьми чаще ходить на любые доступные экскурсии, в музеи, на выставки, то есть туда, где юный человек, чей зрительно-тактильный опыт совсем невелик, сможет увидеть и потрогать что-то такое, что разбудит в нем Моцарта, Пушкина, Циолковского или академика Павлова.

Не стоит пропускать и ежегодную городскую выставку «Образование и карьера», где ребенок, даже которому еще далеко до поступления в вуз или колледж, мог бы посмотреть, какие профильные классы предлагают сургутские школы, какие направления представляют учебные заведения страны, что любопытного показывают. В этом году, например, были на выставке и движущийся робот, и настоящий школьный 3D-принтер, и всяческие интересные приборчики, назначение которых не могло не заинтересовать посетителей.

Отмечу, что у детей явно есть «нюх» на новые веяния: у стендов, где крупными буквами было написано «математика», «информатика», «физика», «химия», толпились больше всего. А вот родителей на выставке было мало, хотя именно они могут для себя почерпнуть важную прикладную информацию об учебных заведениях: сколько бюджетных мест, каковы проходные баллы, есть ли общежитие и военная кафедра, то есть всё о финансовой и бытовой стороне обучения, о чем дети обычно особо не пекутся.

Конечно, до столичных выставок по профориентации нам еще далеко. Там давно практикуют профориентационные квесты, интерактивные экспозиции, мастер-классы, где тебе не просто вручают буклет со списком специальностей, а дают возможность подержать в руках парикмахерские ножницы или сложный оптический прибор, понаблюдать за препарированием лягушки или взяться за штурвал самолета.

9 или 11?

Еще одна не6езынтересная, на наш взгляд, тенденция современного образования – это так называемый социально-образовательный лифт. Если раньше разделение было преимущественно таким: сильные ученики идут в 10-11 класс, потом в вуз, а послабее – в колледж после 9. То теперь все больше детей не хотят отсиживать два года в старших классах, готовясь к ЕГЭ. Тем более ЕГЭ может завалить даже уверенный в себе старшеклассник (стресс, волнение, плохое самочувствие и т.д.). Так зачем же делать ставку на зыбкий фундамент единого госэкзамена, если можно пойти обходным путем? Многие теперь предпочитают получить профессию в колледже, а потом продолжить образование в вузе, имея при этом возможность подрабатывать по специальности. При этом ответ на вопрос, у кого больше шансов на поступление в вуз - у выпускника колледжа или 11-классника, неоднозначен. С одной стороны, говорят, что квоты на бюджетные места больше для выпускников школ. С другой – все больше колледжей входят в состав университетов или заключают с ними контракты, позволяющие выпускникам колледжа по облегченной схеме сдавать экзамены и получать доступ к «вышке», минуя ЕГЭ.

Как показывает исследование сотрудников Высшей школы экономики, практику поступления в университет через колледж выбирают семьи с небольшими ресурсами. Их социально-профессиональный статус выше, чем у семей школьников, которые стремятся получить профессиональное образование в училище или колледже и выйти на рынок труда, но значимо ниже, чем у семей, выходцы из которых идут в вуз сразу после школы.

Педагоги и родители же в свою очередь утверждают, что для современных школьников 11-летнее обучение – это искусственное удерживание их в детстве. «Учительская газета» пишет о том, что 18-летние лбы, которые к окончанию школы уже зачастую создают гражданские семьи, откровенно скучают в школе и просиживают там штаны исключительно ради ЕГЭ, который является пропуском к обучению в вузе.

К тому же у ученика колледжа есть еще один козырь – шанс раньше разобраться в себе, понять, кто ты. Практикоориентированная учеба в колледже позволяет быстрее осознать, что, скажем, нефтегазовое дело – это не мое, и, не теряя времени даром, в следующем году поступить по иному профилю. В то время как оранжерейное школьное образование держит уже вполне взрослого человека в неведении, в зоне комфорта. А уж когда он в 19-20 лет поймет, что выбранный вуз – ошибка, ему будет сложнее решиться на смену вида профессиональной деятельности.