Главная \ Секреты воспитания \ Поэма для родителей

Поэма для родителей

Поэма для родителей

Виктор Гаврилов

семья на закате.jpgМы так ждем, чтобы наши чада поскорее подросли, стали самостоятельными и доставляли нам как можно меньше забот. Замечаю за другими родителями и себя ловлю на том, что современные родители  стараются как можно раньше вытолкнуть детей в самостоятельное плаванье. Доказательством тому наши фразочки: «Ты уже большой, почему ты не можешь поиграть сам хотя бы полчаса?», «Поиграй с другими в парке, я книжку почитаю (с тетей поговорю, в интернете посижу)», «Займись делом, папа (мама) должен(а) решить важный вопрос». Эти «коронные фразы» мы произносим детям от двух лет до старшего школьного возраста. Нет, никто не говорит, что самостоятельность – это плохо, но есть в подобных ситуациях что-то… Мы словно  стремимся предоставить ребенку возможность решать проблемы самостоятельно, четко разграничиваем свой  мир и мир ребенка. И если поначалу эти миры разделяет условная граница, которую можно в любой момент преодолеть, то по мере взросления чада эта граница становится все более заметной, и если не принять меры, может превратиться в пропасть.     

    podrostok-i-roditeli-1025px-1024px0Не так давно одна мамочка (очень положительная во всех отношениях родительница) сетовала на то, что потеряла контакт со своим четырнадцатилетним сыном: не слушается ее и не слушает, на замечания огрызается, спорит, ерничает…  Иными словами, граница превратилась в пропасть, и мостик уже не перекинуть. Я поинтересовался, какие у нее с сыном общие темы для разговоров, увлечения, какие книги они читают и обсуждают, какие фильмы вместе смотрят, какую музыку слушают. Оказалось, что по всем пунктам прочерк.

 В этой связи я рассказал ей историю, которую вычитал в каком-то журнале. Один папа делился с читателями похожей проблемой – потерял с сыном контакт, все дальше отдалялся от него отпрыск. И тут случайно сын услышал группу «Секрет», родителю песни тоже понравились. Так, на почве любви к группе отношения наладились, нашлись и другие общие дела, темы для обсуждения. Сейчас молодежь слушает рэп. Но не спешите плеваться и заявлять своему тинейджеру, что это вовсе не музыка, а «чушь собачья» и у вас от нее уши вянут.  Возможна и другая реакция. Однажды читал курсы для учителей-филологов. Речь зашла о современной поэзии. И ко мне обратилась  женщина с вопросом, который ее очевидно очень волновал: «Можно ли считать стихами, поэзией «рэповые» тексты?» Этой женщине очень хотелось быть ближе к сыну, она готова была принять его музыкальные пристрастия, но одолевали сомнения: может, это не искусство, может, это вредно, действует на сына негативно… Я совершенно искренне  ответил, что есть примеры очень удачных, сильных, глубоких текстов в подобном жанре, хотя определенный фильтр не помешал бы. Но даже без моих советов эта женщина очень тонко почувствовала, что принятие увлечений сына поможет ей навести «тот самый мостик», быть к ребенку ближе, не потерять его.

          Вспомнился один любопытный эксперимент. Ученые пытались определить, какое самое популярное  (часто употребляемое) слово в процессе общения по телефону. Выяснилось, что это местоимение «я». Очевидно, что человеку интересен прежде всего он сам, его собственные проблемы, мысли и чувства.  Но если это так, успех в общении будет сопутствовать тому, кто умеет слушать другого, искренне интересоваться его чувствами, делами, радостями и печалями. Благодаря этому феномену процветают западные психотерапевты. Также подозреваю, что не открыл ни для кого Америки, сделав подобные выводы. Большинство граждан что-то такое слышали, где-то читали или сами догадывались. Но вот о чем мы часто не догадываемся: дети – тоже люди, а не объект принуждения, порицания или похвалы. Каждый из них – Вселенная, со своими уникальными особенностями,  устройством, вектором развития.  

         93772700_large_IMG_01В психологии есть прием эмпатии, когда человек становится на место другого, пытаясь понять, что для того важно, что ему интересно, что его волнует. Почему бы нам как родителям  не использовать этот прием? Хотя бы иногда, время от времени. Ведь мы часто навязываем детям то, что кажется нам важным, полезным, правильным. А ребенка воротит от игры на скрипке, он не хочет ходить на бальные танцы или играть в шашки. «Так чего же он хочет?  Стекла бить, по гаражам прыгать, курить и материться?» - воскликнут разгневанные родители. А вот тут нам и поможет прием эмпатии. И окажется, что он хотел бы клеить модели самолетов, или посещать роллердром, или заняться вышиванием крестиком. Вот тут-то мы и должны отдаться «со всей неистовой страстью» увлечению ребенка, разделить его, быть рядом. Он, конечно, завтра может переключиться на что-то другое,  но мы не должны отступать.  Любовь родителей должна восприниматься как константа – величина постоянная и безусловная.

Я всегда легко нахожу общий язык с детьми любого возраста (от двухлетних до подростков). И когда изумленные родители спрашивают, в чем секрет, я не скрываю его. Не скрою и сейчас: «Это искреннее внимание». Всё.  Казалось бы, чего проще? Но пронаблюдайте за собой. Мы стараемся «отфутболить» детей (своих ли, чужих), потому что есть более важные, взрослые дела. Но попробуйте «перебраться» в мир ребенка. Поговорите с ним на равных,  не сюсюкая. Спросите его о том, что интересно ребенку. И произойдет чудо.

720598508Возвращаясь к  вопросу об увлечениях детей, предвижу возражения: «Не всякому ребенку интересно вышивать крестиком и выпивать лобзиком. Многих действительно тянет хулиганить. Так что же, поддерживать их в этом?» Очень верное замечание. Деструктивная деятельность всегда притягательнее, «адреналиннее». Тем более, что многие сверстники сына\дочери только и делают, что учат вашего ангелочка «плохому». И тут необходим второй (после эмпатии) шаг. Вы навели мостик, раздели увлечения отпрыска. Но нельзя, в самом деле, опускаться до низменных интересов, необходимо каждый раз искать точки роста. Скажем, начать с прослушивания рок-музыки и перейти на рок-оперы. Или начать с Акунина, а потом перейти на Достоевского, тем более, что литературный материал позволяет.         

Скажете – сложно! И в этом соглашусь. Известный советский педагог Антон Семенович Макаренко создавал «Педагогическую поэму» десятки лет, в ней сотни страниц. Каждый из нас, родителей, пишет свою педагогическую поэму каждый день, год за годом. В ней есть место взлетам и провалам, счастливым открытиям и ошибкам, но нужно изо всех сил двигаться к хэппи-энду. «Ищущий обрящет, стучащему откроется».