Главная \ Психология \ о чем расскажет детский рисунок?

о чем расскажет детский рисунок?

Если видишь на картине… 

О чем расскажет детский рисунок?

Виктор Гаврилов

РусинаЛюди, изучавшие психологию в вузе (особенно педагогическом), конечно, помнят занятия, посвященные анализу детских рисунков. Оказывается, рисунок может многое рассказать о человеке вообще, а по детскому рисунку можно даже составить определенный психологический портрет автора.

Известен случай, когда на основе анализа детского рисунка родитель получил тюремный срок. Это, безусловно, неординарный случай, но, тем не менее, относиться беспечно к творениям своего малыша родителям не стоит. В рисунке важны цветовая гамма, расположение предметов, их прорисовка, жанр и многое другое.

Нам кажется, что взрослые (родители, педагоги) должны уметь проводить элементарный анализ детских произведений, вовремя реагировать на негативные изменения в настроении, характере, психологических особенностях ребенка. За комментариями мы обратились к Марии Русиной, сотруднику психологической службы СурГПУ.

- Какие типы рисунков анализируются психологами?

- Каждое графическое изображение можно рассматривать как невербальное сообщение, адресованное другому человеку, однако существует множество специальных приемов и процедур, вошедших в число классических диагностических средств. Это, в частности, «Рисунок человека» (Ф.Гудинаф и Д.Хорриса), тест «Дерево» (К.Коха), тест «Дом-дерево-человек» (Д.Бука), «Рисунок семьи» (В.Вульфа).

         - На что необходимо родителям обратить внимание при оценке рисунка «Моя семья»?

- 1.На рисунке отсутствует сам автор. Трудности в отношениях с близкими: «Меня здесь не замечают», «Я чувствую себя отвергнутым», «Мне трудно найти свое место в семье».

 2. На рисунке – вымышленный член семьи. Это может означать, что ребенок пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье. Дети часто рисуют птиц, животных, которые на самом деле не живут в доме, это означает, что ребенок хочет быть кому-то нужным и необходимым, значит, родители не удовлетворяют потребность в любви, нежности, ласке.педагоги и родители глазами друг друга

      3. Размер изображенных персонажей. Чем авторитетнее в глазах ребенка изображенный человек, тем он крупнее. Иногда у маленьких детей не хватает листа, чтобы поместить всю фигуру.

    4. Размер ребенка на листе. Если ребенок рисует себя очень маленьким, расположенным в уголочке листа, у него низкая самооценка на данный момент, или он считает себя самым маленьким в семье. Дети с завышенной самооценкой рисуют себя очень большими, даже крупнее родителей. 

5. Место расположения ребенка на рисунке отображает его положение в семье. Когда ребенок в центре, между мамой и папой, или рисует себя первым, то это значит, что он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Если ребенок изобразил себя отдельно от остальных, или нарисовал себя последним - это признак ревности, неблагополучия.

6. Расстояние между изображенными  свидетельствуют об эмоциональной близости или, наоборот, разобщенности. Чем дальше фигуры расположены друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность. При эмоциональной близости родственники нарисованы почти вплотную друг к другу, они соприкасаются руками. Чем ближе ребенок изображает себя к какому-либо члену семьи, тем выше его степень привязанности к этому человеку и наоборот.

7. Последовательность изображения членов семьи. Обычно первым ребенок рисует либо себя, либо самого любимого члена семьи, либо самого значимого, авторитетного, по мнению ребенка, человека в семье. Обычно самый последний нарисованный родственник имеет самый низкий авторитет (это может быть и сам ребенок).

8. Персонаж или предмет, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность. Изображается с усиленным нажимом карандаша, или сильно заштрихован, его контур обведен несколько раз, но бывает, что ребенок рисует такой персонаж еле заметной, «дрожащей» линией.

9. Части тела.

Голова. Это – важная и самая ценная часть тела. Ум, умелость – в голове. Самого умного, думающего члена семьи ребенок изображает с большой головой.

ГлазаВыдают печаль. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в помощи.  

УшиЭто – орган восприятия критики и вообще любой информации о себе. Персонажи с большими ушами прислушиваются к окружающим. Если ушей вообще нет, человек никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят.  

РотНа рисунке рот – «орган нападения», ртом выражают агрессию, ругаются, кусаются, обижаются. Персонаж с большим или заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы. Если рта вообще нет, он изображен в виде точки, черточки – человек скрывает свои чувства, не может выразить их словами или влиять на других.

 РукиФункция рук – цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми, т.е. способность действовать. Чем больше пальцев на руках, тем сильнее персонаж. Длина рук говорит об общительности, короткие руки выдают внутреннюю слабость, нерешительность, недостаток общения.

Ноги. Нужны для ходьбы, для опоры, для свободы передвижений. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и увереннее персонаж стоит на земле. 

10. Цветовая гамма рисунка – индикатор палитры чувств. Самыми любимыми цветами ребенок рисует самых близких членов семьи, себя, нелюбимые, мрачные цвета достаются отвергаемым ребенком людям. Обратите внимание на общую цветовую палитру: преобладание ярких цветов говорит о хорошем настроении, мрачные же цвета указывают на тревожность, подавленность (если, конечно, черный цвет не является любимым для малыша). Мамы обычно изображаются в красивых платьях, с заколками в прическах, со множеством мелких деталей, цвет волос может быть самым необычным, тщательно прорисовываются детали, так ребенок показывает свою любовь. Себя дети с адекватной самооценкой тоже тщательно прорисовывают, нарядно одевают. Любимые папы тоже очень нарядные, как и все близкие и любимые ребенком родственники.

3.О чем может рассказать рисунок «Несуществующее животное»?

При анализе рисунка «Несуществующее животное» следует обратить внимание на силу нажима карандаша, штриховку, название животного и особенности частей тела. Рассмотрим подробней.

Особенности частей тела.

Голова или заменяющие ее элементы. Это центральная смысловая часть фигуры. Если она повернута вправо, то ребенку присущи высокая целеустремленность и активность, которые взрослые иногда принимают за излишнее упрямство.  Поворот головы влево характеризует тестируемого как человека, склонного к размышлению, фантазированию.

 Если голова значительно крупнее по размеру, чем тело, возможно, ребенок высоко ценит интеллектуальные качества в себе и окружающих.

Глаза. Крупные, с четко прорисованной радужкой глаза могут означать, что ребенка беспокоит постоянный страх. Прорисовка ресниц - показатель заинтересованности в восхищении со стороны окружающих, всеобщем признании своей привлекательности.

Рот. Зубастое существо рисуют дети, которым свойственная словесная агрессия защитного характера. Их грубость следует воспринимать как способ самозащиты от нападок окружающих.Язык обозначает потребность в речевой активности.

Уши. Если они есть, это знак того, что ребенку важно мнение и информация окружающих о нем самом. Чем больше ушей, тем больше внимания ребенок обращает на то, что о нем думают и говорят.

Дополнительные детали

Рога - защита от агрессии. В сочетании с когтями и щетиной - агрессия спонтанная или  ответная.

Перья - стремление к самоутверждению, самооправданию, демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически - чувствительность.

Способ соединения опоры и самого туловища говорит о степени контроля за своими суждениями и решениями. Точное и тщательное соединение - высокий уровень, небрежное и слабое - склонность к необдуманным поступкам или неуверенность в своем мнении.

Бывает, что у фигуры появляются части, которые возвышаются над общими очертаниями рисунка. Это могут быть крылья, дополнительные конечности, щупальца, детали панциря, перья. Они могут служить украшением или носить утилитарный характер. Спросите ребенка, для чего они предназначены. Если они нужны для какого-то вида деятельности животного, скорее всего, тестируемый энергичен, стремится к самоутверждению. Декоративные части рисуют дети, стремящиеся обратить на себя внимание окружающих.

Хвост. Отражает самооценку ребенка. Если он повернут влево - мы может судить о самооценке мыслей и решений, вправо - действий и поведения. Хвост, поднятый вверх, означает положительную самооценку, бодрость. Опущенный вниз - недовольство собой, сомнение в своих силах, сожаление о сказанном и сделанном. 

 

4.В каких случаях, анализируя детский рисунок, родителю нужно бить тревогу?

 При анализе детского рисунка следует обратить внимание на следующие моменты:

 - Ребенок нарисовал себя отдельно от остальных - «сигнал» о своей изолированности в семье;

- Родные отделены друг от друга перегородками – возможный признак проблем в общении; 
 - На рисунке нет самого ребенка – «мне нет места» в отношениях между близкими. Проверить это можно, задав ребенку вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» Но бывает, что даже прямое указание: «Ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет: «Не осталось места, потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях.

Манера письма:
- Частые самоисправления – первый признак повышенной тревожности. 
- Рисунок состоит из отдельных мелких штрихов – ребенок как бы опасается провести решительную линию – также признак тревожности. 
- Преувеличенно большие глаза с густо заштрихованными зрачками – возможно, ребенок чего-то боится. 
- Слабый нажим на карандаш, не по возрасту слабая детальность рисунка – ребенок склонен к быстрому утомлению, эмоционально чувствителен.  
- Все фигуры изображены очень мелко, композиция смещена к краю – ребенок не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных слишком строг с ним или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным возможностям. 
- Символы агрессии – большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Взрослым следует разобраться, зачем ребенку понадобилась такая демонстрация своей силы.

 5.Что нужно делать родителю, если на рисунках появились «тревожные сигналы»?

Если родителей что-либо тревожит в рисунке своего ребенка, изначально необходимо поговорить с ребенком, прояснить ситуацию самостоятельно. Например,  расспросить его о рисунке: кого он нарисовал, чем эти люди занимаются. Если, например, ребенок нарисовал кошку с когтями, то в данном случае когти мы не рассматриваем как проявление агрессии. Поэтому прежде чем делать преждевременные выводы, поговорите со своим ребенком. Если ситуация не прояснилась, можно привлечь специалиста, например, школьного психолога.