Главная \ Детские странички \ Куклы Нерым-ях

Куклы Нерым-ях

Куклы «Нёрым-ях»

5В детстве каждого ребёнка особое место занимает мир его игрушек. Игрушки детей коренного населения нашего края – ханты – отличаются от привычных нам.

В Сургутском краеведческом музее собрана коллекция хантыйской игрушки «нёрым-ях» - «болотного народа». Куклы выполнены из ткани и природных материалов – шкурок мелких зверьков, травы, хвостов животных, крылышек и перьев птиц.

Куклы «женщины» отличаются разнообразием применяемого для их изготовления материала и яркостью костюма. Кукол «мужчин», как правило, шьют из меха и кожи, ткань используют только для изготовления туник к верней одежде-малице и платков-накомарников. Игрушкек-мальчиков изготавливают из цельных шкурок мелких зверей (белки, бурундука), звериных лапок, голов птиц и именуют по названию животного  , из шкурки которого изготовлена кукла.

В каждый игровой период кукла своеобразна, имеет собственные и нарицательные имена. Куклы представляют все возрастные категории населения: стариков и старух, мальчиков и девочек, мужчин и женщин.  

Игрушки мальчиков отображают преимущественно мужские орудия труда – промысловые снасти, разнообразный инвентарь и средства передвижения. Обращение с игрушками напоминает обращение мужчин с инвентарём или оружием. Их игрушка, как любая хозяйственная принадлежность мужчины, может лежать открыто во дворе, а женщина и взрослеющая девочка будут соблюдать по отношению к этим игрушкам уважение, такое же, как к настоящим мужским предметам.

1

Девочки играют иначе. Они повторяют действия взрослых женщин. Как правило, первые девичьи игрушки – самодельные куклы. Хантыйские девочки начинают делать своих кукол, примерно, с семилетнего возраста. Размер куклы имеет свои ограничения. Он не должен превышать размеров ладони маленькой мастерицы. Считается, что куклы больших размеров напоминают новорождённого ребёнка, поэтому непригодны для игры.

Играть с куклами можно только в светлое время суток, поэтому главная особенность куклы «нёрым-ях» - её временный характер. По окончании игры куклу надо обязательно разобрать, чтобы она «не ожила»: материалы, из которых сделаны голова и туловище, аккуратно расправить и отложить до следующей игры. Создание кукол и кукольного хозяйства контролируется старшими: девочками-подростками, мамами и бабушками. В процессе игры девочкам запрещено создавать персонажи, копирующие конкретных людей, качать кукол в настоящей детской люльке. Считается, что в этом случае кукла может впитать в себя душу живого человека или духа, обитающего в доме и навредить членам семьи.

Существует две категории кукол, наиболее часто изготавливаемых девочками ханты, – «куклы-растения» и «куклы-люди». Куклы-растения выполняются из ткани и ниток. 

Куклы-растения

2Куклы-деревья изготавливаются из ткани, сложенной в два-три слоя. Характерной чертой этой группы кукол является наличие длинных распущенных волос из ниток, по цвету напоминающих крону дерева. В игре куклы-деревья исполняют роль декораций, поэтому они всегда неподвижныОни могут представлять собой деревья, ягодные кустарники и болотные ягоды.

Куклы-ягоды в игровом пространстве малоподвижны, в основном они сидят, расправив вокруг себя подол платья. Эти куклы не имеют волос, их головы покрыты платками, соответствующими цвету созревшей ягоды.

3

 

Среди кукол-ягод выделяется «Морошка» в красном платье. Ярким персонажем среди кукол-ягод является «Клюквинка». Постоянная соседка «Клюквинки» - травяная куколка «Травы пырея косичка» - это парные персонажи известной сказки ханты. Основу куклы Травяная косичка делают из травы пырея. Наряжают куклу лоскутками разноцветной ткани и мешковины.

 

 

Куклы-люди

4Куклы-люди делаются как из ткани, так и из природных материалов: трава, шкурки мелких зверьков, крылышки, хвосты и перья птиц. Куклы-люди «нёрым-ях» имеют пол и, что удивительно, возраст: мальчики и девочки, старики и старухи.

Кукол называют по роду их занятий или месту их проживания. Например, кукла «Солнцеподобная, Луноподобная девушка» изображает мастерицу, одетую в красивую одежду, чтобы показать её гостям. По преданию, такая «Солнцеподобная, Луноподобная девушка» в нарядной одежде пришла из мира богов и показала женщинам новую моду. 

  

 

6

 

 

 

 

"Кукол-мужчин" в основном шьют из меха и кожи. Ткань используют для туникообразных рубах из плотной ткани и платков-накомарников. Для основы – кукольной формы – используют грубую плотную ткань, сатин или сукно. 

 

 

 

 

 

 

Страшилки

7Куклы, изображающие сверхъестественных персонажей, «страшилки», у ханты – уже не игрушка, а способ и форма выражения недовольства, несогласия, своего рода брани: они берут на себя речевые функции. В традиционной культуре этого народа, в «нормах» детского общения запрещено обзывать другого ребёнка, и совсем недопустимо дурно отзываться о взрослом человеке. Поэтому «обзывание» берёт на себя кукла-страшилка. Когда не слушаются младшие братья и сестры или старшая сестра упрямится, то в ответ показывается, а взрослым незаметно подбрасывается, страшилка. Детям запрещалось мастерить и показывать кому-либо такие куклы – так же, как и у нас запрещается употреблять неприличные выражения.

 

 

 

8

 

 

 

Кукла-страшилка «Пор-нэ» (лесная, подкорневая женщина) является по существу идолом, фигуркой духа, хантыйской бабой Ягой. Такую куклу мастерят в тайне от взрослых. После игры её невозможно разобрать, потому что она состоит из разрезанных лоскутков. Взрослые, обнаружив игрушку «Пор-нэ», очень ругали своих девочек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Куклы-шишки» представляются духами-покровителями кукольной семьи. В фольклоре ханты шишки обозначают смену человеческих поколений: «Когда настанет время, посыпятся кедровые шишки, сосновые шишки…». Комбинированные куклы шишки состоят из элементов дерева и отдельной тканевой куклы.9

 Самодельная кукла «нёрым-ях» может многое рассказать о характере автора: раскрыть его внутренний мир, отразить душевное состояние, подчеркнуть фантазию. В процессе изготовления куклы проявляются темперамент и мироощущение ребёнка, радость и восхищение, страхи и опасения. Игрушка отражает особенности взаимоотношений с близкими людьми, национальные традиции, влияние современной культурной среды.

 

Коллекция «Куклы Нёрым-ях» Сургутского краеведческого музея

изготовлена О.И. Щербаковой, ханты р. Тлунг-Ягун.

Фотографии А. Заики – заведующего студией фотодизайна СКМ.

Материал подготовила – Ю. Жедик,

специалист по связям с общественностью СКМ