Главная \ Школоведение \ Какой должна быть школа?

Какой должна быть школа?

Какой должна быть школа?

И почему это так хорошо получается у финнов?

Виктор Гаврилов

DSC09900Ни для кого не секрет, что уровень нынешнего школьного образования в России невысок. Нам есть с чем сравнивать. Если в годы существования СССР наше образование считалось одним из самых качественных, то в настоящее время многие педагоги, ученые, родители бьют тревогу, констатируя постепенную деградацию отечественного образования. Причин тому несколько. Об этом написано немало работ, в том числе и научных. Но сегодня речь пойдет немного о другом.

Если российские учителя измучены непрекращающимися реформами, но при этом  школьное образование лучше не становится, то, вероятно, нужно изучать эффективные системы других государств, решить, может быть, на кого стоит равняться.

По данным ООН и крупнейшим международным исследованиям результатов учёбы школьников PISA, один из самых высоких в мире Индекс образования (Education index) - в Финляндии. В 2013-2014 годах Финляндия продолжает сохранять лидерство в мировом рейтинге систем образования, а финские школьники по данным международной организацией IEA занимают по школьным навыкам передовые места среди учащихся других стран.         Попытаемся разобраться, в чем же причина такого успеха

Учебный год в Финляндии состоит из 190 рабочих дней. Обучение ведется только в дневную смену, а по субботам и воскресеньям школы не работают. Все финские школы работают в одну смену. Рабочий день учителя длится с 8 до 15 часов.

Выпускные экзамены необязательны. Контрольные и промежуточные экзамены – на усмотрение учителя. Замечательная архитектура зданий, внешний и внутренний вид. Мебель беззвучна: ножки стульев, тумбочек, шкафов подбиты мягкими нашлепками из ткани, либо снабжены спортивными роликами для «езды по классу».

Форма одежды свободная. Парты одноместные. В школьной столовой также принято есть каждому за отдельным столом.

Родители принимают активное участие в жизни школы. Каждую неделю по средам проводится родительский день. Родители заранее получают приглашения, в которых они должны отметить, в какую среду и в какое время они придут в школу. Вместе с приглашением родители получают анкету, в которой им предлагается ответить на вопросы: «Как ученик чувствует себя в школе?», «Какие темы приносят ему радость?», «Какие вызывают тревогу?», «Каковы отношения с одноклассниками?».

В Финляндии все дети, с ясельного возраста и до достижения совершеннолетия, состоят на учете в социальной службе. Ее представитель (а не воспитатель или классный руководитель) ежемесячно навещает подопечных дома и проводит своеобразный мониторинг семей - заносит в компьютер возраст, образование родителей, уклад семьи и испытываемые ею проблемы.

Учитель здесь напоминает сотрудника сферы обслуживания. Финские дети неэмоциональны, у них нет понятия «любимый учитель». Средняя зарплата школьного педагога в Финляндии составляет 2 500 евро в месяц (учитель полного дня). Мобильные педагоги – примерно в 2 раза меньше. Среди 120 000 школьных преподавателей страны нет ни одного, который не обладал бы степенью мастера наук или ученым званием профессора по своему предмету.

В конце учебного года всех учителей увольняют, и летом они не работают. В новом учебном году учителя по конкурсу принимаются на работу и работают по контракту. На одно место претендуют несколько учителей (иногда до 12 человек на место), предпочтение отдается молодым. В пенсионном возрасте, который для женщин и мужчин начинается с 60 лет, уже никто не работает.

Кроме проведения уроков, два часа в день у учителей уходит на консультации учеников, встречи с родителями, подготовку к завтрашним занятиям, общие с детьми творческие проекты, педсоветы. Свою квалификацию учитель повышает самостоятельно, занимаясь самообразованием…

         Что ж, те, кто имеет хоть какое-то отношение к российской школе, знают, как трудно в ней работается современному педагогу. Молодого учителя заваливают огромным количеством отчетных документов, плюс классное руководство, плюс разные классы (скажем, пятый, седьмой, десятый), чаще всего -  не самые сильные ученики. Подготовка к занятиям, проверка тетрадей, совещания, общественные мероприятия… Молодой учитель, не найдя поддержки у старших коллег, бежит из школы. Но разве у «мэтров» есть возможность быть наставниками молодых? Полторы ставки, та же отчетность и те же мероприятия. К концу года лица педагогов зеленого цвета. В сложившейся ситуации, в конечном итоге, больше всего страдают наши дети. 

Можно много говорить о том, что у нас особый путь, в наших школах развивают кругозор, широту мышления, а не готовят узколобых специалистов, но никто не станет спорить с тем, что хорошее образование для молодежи – это залог процветания нации. Стоило только в СССР дать всем членам общества качественное среднее образование, страна тут же оказалась в лидерах по всем ключевым направлениям развития (научному, техническому, экономическому и др.)

У России огромный потенциал: у нас прекрасные учителя, у нас талантливые дети. Дело за малым – нащупать эффективную систему обучения и создать педагогам комфортные условия для работы. И нам снова не будет равных…