Главная \ Школоведение \ Инклюзивное образование

Инклюзивное образование

Обычный класс для особых детей

Инклюзивное образование в Сургутском районе

Особенности-инклюзивного-образованияОколо 56 первокласников, имеющих те или иные ограничения по здоровью, придут в новом учебном году в школы Сургутского района. Именно с первого сентября 2016 года вступают в действие новые государственные стандарты образования (ФГОС ОВЗ), в соответствие с которыми дети, имеющие тот или иной диагноз, имеют право обучаться в любой общеобразовательной школе наравне с обычными детьми. Для этого разработаны и включены в реестр образовательных программ специальные адаптированные программы для детей с ограниченными возможностями.

Понятие «инклюзивное образование» - образование, «включающее» особых детей в обычный школьный процесс, теперь уже перестало быть термином только для специалистов. На протяжении последних трёх лет в школах и садиках Сургутского района обучаются и воспитываются дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья. Например, в Белоярской средней школе работает логопедический класс для детей с нарушениями речи, в детском саду Локосово обычную группу посещает воспитанник с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Из 153 детей-инвалидов, проживающих в поселениях района, 62 человека посещают обычную школу, из 323 детей с ограниченными возможностями здоровья – в общеобразовательных учреждениях обучаются 302 человека и только 21 ребёнок обучается на дому. В прошлом году несколько школ района стали пилотными площадками по формированию безбарьерной среды: Лянторская школа №6, Фёдоровская школа № 5, Белоярская школа №3, Барсовская школа №1, Ляминская и Угутская школы. На внедрение программы «Доступная среда» в школах района в последние пять лет затрачено более 863 тысяч рублей: для устройства межэтажной транпортировки инвалидов, на закупку аппаратно-программных комплексов для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями слуха и речи и многое другое.

Как инклюзивное образование выглядит на практике? Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (с логонарушениями, аутист, с диагнозом детский церебральный паралич, слабослышаший, слабовидящий и т.д.) приходит на уроки в обычный класс и педагогу нужно встроить его в учебный процесс, дать на уроке отдельное задание, с помощью специальной аппаратуры либо карточек, в то время, как остальные дети будут работать в обычном режиме. Разумеется, такой урок усиливает нагрузку на учителя, требует от него большей концентрации и особого педагогического мастерства. Возможно, для кого-то это окажется слишком сложным, а пока для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 279 педагогов района прошли специальное обучение.

В странах Европы, где подобная образовательная практика существует уже давно, в школах работают специальные воспитатели-тьюторы, именно они сопровождают особенных детей во время всего процесса обучения.

В образовательных организациях района, по словам Елены Удодовой - начальника управления общего образования, таких специалистов нет, но службу сопровождения могут осуществлять педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды и дефектологи. В случаях, когда ребёнок будет затрудняться в передвижении по школе или детскому саду, можно будет сделать запрос и привлечь специалиста из социальной службы этой территории.

По свидетельству тех педагогов, кто уже работает с особыми детьми, больших проблем с одноклассниками у них не возникает. Наоборот, школьники проявляют заботу, помогают, берут своеобразное «шефство» над соучеником с ограниченными возможностями. Это обоюдно-полезный процесс, ведь здоровые дети учатся проявлять заботу и терпимость, а дети с ограничениями здоровья лучше развиваются и социализируются.

Начальник отдела общего образования Наталия Гаврикова – также входит в число членов психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), именно эта комиссия определяет диагноз и степень обучаемости ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Наталия Гаврикова говорит, что комиссия выбирает – по какой адаптированной программе сможет обучаться тот или иной ребёнок, а также посоветовать способ обучения. Например, дистанционное обучение на дому, для этого в школах Сургутского района есть все технические возможности: камеры, персональные компьютеры, доступ к сети интернет.

Но комиссия дает рекомендательное заключение, выбор формы обучения остается за родителями ребёнка. Кстати, именно к родителям педагоги обращают призыв – как можно раньше обратить внимание на коррекцию ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Ведь многие проблемы можно скорректировать на ранних стадиях развития, например, многие дети-логопаты, с которыми занимаются по специальным программам в детском саду, очень хорошо исправляют нарушения речи и идут в первый класс обычной школы.

21.05.16