Главная \ Школоведение \ Грани абсурда

Грани абсурда

Грани абсурда

Как убить креативность и вырастить армию будущих чиновников

 

Светлана Сергеева

  бумага Похоже, сегодня наши дети вместе с нами стали активными участниками глобального мастер-класса под названием «Как убить креативность и вырастить армию будущих бюрократов?».

Вы  обратили внимание, на то, что каждый простенький конкурс рисунков в наших школах  немедленно обрастает бумажной шелухой? И это можно было бы пережить, но в последнее время требования к детям и родителям становятся все абсурднее.

Скажите мне, зачем к конкурсу рисунков «Про усы и хвосты», по условиям которого дети просто рисуют зверюшек, требуются паспортные данные мамы? Почему для того, чтобы ребенок поучаствовал в экологическом конкурсе «Капелька», где тоже не требуется никаких сверхъестественных творческих усилий (это фото и плакаты о бережном отношении к водным ресурсам), родители должны заполнить «портянку» на двух листах? Это согласие на обработку персональных данных….Какой угрозе подвергается мой ребенок и личные данные нашей семьи, если на рисунке просто указаны его имя, фамилия и класс? Это ли не абсурд?

А как организованы творческие и исследовательские проекты? Не так важен проект, как правильность его оформления, так сказать, техническая документация. И чтобы поля сверху были два сантиметра, а слева – три….Зачем все это нужно детям начальной школы? Тем самым воодушевленным маленьким людям, чье творческое начало еще не загублено, у которых горят глаза и которым еще хочется свершений.

Понятно, что приложения и документы будут заполнять родители, но ребенок является свидетелем того, как сам химический или физический эксперимент проводился минуты, а заполнение документов заполнило не один час.  В следующий раз он уже подумает, оно ему надо? К тому же теперь мы наблюдаем дальнейшее расслоение школьников по принципу – кто твои родители. Если у твоих родителей есть время, желание, терпение, а главное, принтер, чтобы возиться со всем этим, то ты на высоте, получи грамоту. А если нет? Будь хоть трижды самородком, но при пассивных или крайне занятых родителях в современной школе ты остаешься в тени.

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос учительской загруженности, ведь многие из этих бессмысленных бумажек заполняют педагоги. А это тоже бессовестное воровство их времени. Вместо того чтобы индивидуально позаниматься с кем-то из учеников, почитать новую литературу, продумать интересный урок и т.д. они  корпят над заполнением бланков, отмеряя поля и подбирая нужные шрифты.

Знакомый ученик гимназии  изготовил книгу о явлениях природы. Сам. Так сказать, творческий порыв. Написал от руки об интересных фактах, нарисовал картинки и сшил все это степлером. Когда в школе попросили принести сообщение на эту тему, он радостно понес книгу в школу – рассказать и показать учительнице. Но книга на педагога впечатления не произвела: простенькая самоделка, не на принтере распечатано, рисунки детские (фото из интернета колоритнее смотрятся) и т.д. Вот когда родители, обладающие навыками дизайнера, сверстают суперкрасивый проект, - это да, это вещь, а так…самодеятельность кустарная. Кому оно надо?

Соседка семиклассница, рассказала, что учительница снижает оценки тем ребятам, кто принес сообщения, написанные от руки, а не распечатанные на принтере (?!). Какие знания можно усвоить – просто копируя куски текста и вставляя их в документ? Видимо, самые необходимые, бюрократические. 

Министерство образования все время твердит нам о том, что мы растим поколение новых, креативных, нестандартно мыслящих людей, способных изобретать, а не действовать по образцу. Тогда как эта установка  согласуется с прокрустовым ложем сопутствующей документации? Мы наблюдаем, как с каждым годом школа все больше утрачивает связь с реальностью, отдаляясь от настоящих потребностей и интересов детей. Ощущение, что большие дяди и тети, давно позабывшие, что такое настоящее любопытство и интерес к жизни, пытаются превратить детей в свои маленькие скучные копии.

Я не знаю, от кого исходит инициатива все так усложнять, поскольку организаторами выступают разные структуры: это и Минобр, и департаменты образования, и педагогические институты, и сами учебные организации. Некоторые конкурсы имеют федеральный или региональный масштаб, а  значит, условия диктует кто-то из Москвы или других центров.  Конечно, можно терпеливо заполнять все эти бессмысленные бланки и убить час-другой на то, чтобы  разобраться в условиях конкурса, изложенных жутким «птичьим» чиновничьим языком. Но, позвольте, ЗАЧЕМ? Если я радею о творческом развитии своего ребенка, так я этот час потрачу на общение с ним: порисуем, почитаем, поговорим. Это вместо того, чтобы  потеть над очередным бессмысленным «Я…проживающая по адресу….паспорт выдан ГОМ-1…..»

 

 4.04.16