Главная \ Острая тема \ Год детства

Год детства

Год детства или эпоха здравого смысла?

Немного о пафосе и реальности

Светлана Сергеева

дети12016 год в Югре объявлен годом детства. И с самого начала – много пафоса, грандиозных планов и отчетов с  процентами: повысим посещаемость, понизим заболеваемость, обеспечим и улучшим.  За счет каких ресурсов? Снова за счет семижильных учителей, воспитателей детских садов и педиатров? За счет «эффективного» освоения бюджетных средств с минимальным КПД, зато  удобным для  годовой отчетности? Все население Югры призвано поучаствовать в составлении плана мероприятий на год детства. Население, конечно, признательно власти за оказанное доверие, но вряд ли проявит рвение. Это ничего, всегда есть выход: в приказном порядке от каждого педагога по рацухе, и можно говорить о том, что план мероприятий поистине народный.

Логика идеи ясна – нельзя объять необъятное, поэтому нужно концентрироваться на главном – на детях, например. Ничего не имею против. Но качество реализации идеи ровно пропорционально таланту ее воплотителей на местах. Устроим какой-нибудь автопробег, конкурс  талантов, турнир, и желательно, чтобы было много музыки и улыбающихся детей….

При этом по-прежнему наши дворы останутся без горок, катков и игровых площадок. Спортивные клубы и развивающие центры в шаговой доступности  – утопия; визит к педиатру без нервотрепки – тоже. И пусть нас распирает от гордости по поводу ликвидации очереди в детские сады, но все мы понимаем, как до предела переполнены группы и как сложно педагогам в этих условиях воспитывать и учить. Пообщавшись со школьными учителями, прихожу к выводу, что столь упадническое настроение у них было  только в начале 90-х, говорят, работать стало просто невозможно, бумажная работа убивает даже самых стойких. Не буду углубляться, но многие нюансы школьной отчетности граничат с абсурдом.

 Мы хотим к 2025 году перевести школы в одну смену, но могли бы сделать это уже сейчас, если бы решили проблемы со спортзалами, из-за которых зачастую и не удается утрясти расписание. Понятно, что суровые зимние условия не всегда позволяют проводить уроки физкультуры на улице, но ведь во многих школах дети за всю зиму ни разу не брали в руки лыжи, не выходили за школьный порог, чтобы на свежем воздухе погонять мяч.  Понятно: нормативы, ограничения, все не просто, но, может быть, контролирующим лицам стоит ослабить хватку и хоть немного доверять учителям, на чьи плечи возложена функция воспитания здорового поколения?

Про активно внедряемое инклюзивное образование, позволяющее  детям с ограниченными возможностями здоровья  учиться в обычных школах, хочется сказать отдельно. Мы замахиваемся на такой серьезный шаг, надеясь при этом не травмировать психику особенных детей, и словно не видим реальности: школьники злы. И когда речь идет о безбарьерной среде для детей-инвалидов, аутистов и тех, у кого наблюдается задержка умственного развития, надо помнить, что мало обеспечить их пандусами и книгами со шрифтом Брайля. Им нужен в первую очередь психологический комфорт и защита от абсолютно нетолерантной позиции своих здоровых ровесников. Это можно обеспечить, только если классы в школах будут не по 28 человек, а по 15. Если загруженность учителей снизится в разы и у них будет возможность индивидуально уделять время каждому ребенку инвалиду или имеющему особенности умственного развития. Пока же школьные реалии мало похожи на идеальную картинку:  даже здоровый ребенок, являющийся белой вороной в классе,  подвергается жесткому давлению одноклассников, в том числе может быть унижен и даже избит без особых на то причин – он просто кому-то не нравится…Как мы защитим аутиста в этих условиях? Я пока не понимаю.

А еще все чаще думается, что детей в первую очередь надо защищать от нас, взрослых. В начале года всю страну потрясла гибель трех первоклассников на Камчатке. Дети упали в незакрытый коммунальщиками колодец. В нашем городе дети ежедневно рискуют жизнью по пути в школу и домой, потому что мы, взрослые, не можем отрегулировать движение колоссального числа автомобилей, которыми забиты наши дороги и дворы. Представим, как тысячи школьников  в темноте идут по нечищеным тротуарам,  рискуя свалиться под колеса…Вот это хороший повод подумать о годе детства и составить план мероприятий по решению этой проблемы. Непразднично, зато по делу.

В общем, все мы устали от показухи и громких слов, не надо грандиозных фестивалей и блестящих отчетов об исполнении президентских указов.  Хочется, чтобы наступила наконец непафосная эпоха здравого смысла.