Главная \ Секреты воспитания \ Это вам не игрушки

Это вам не игрушки

Это вам не игрушки

Виктор Гаврилов, кандидат педагогических наук

 9911ecbea07a30e7c89fdadbe8a058e8_XLВиктор Гюго утверждал, что для ребенка игра— самое естественное состояние. Но глядя на собственных дочек, общаясь со знакомыми и их детьми, я вижу, что нынешнее подрастающее поколение не любит и не умеет играть в игрушки. Казалось бы, современные игрушки гораздо лучше, разнообразнее, чем были в моем, например, детстве. С новой машинкой я мог возиться месяцами, а моей младшей дочке игрушка будет интересна лишь полчаса. Ее внимание переключается на что-то другое… Современные девочки не играют в куклы, мальчики— в конструкторы. Что это— современный тренд или трагедия поколения?

 В одной из передач радиоведущий рассказал историю о том, как на день рождения его сына пришло множество гостей, которые подарили много подарков. Он сам долго бегал по магазинам и выбрал, наконец, как ему показалось, самый лучший мальчиковый подарок, большой радиоуправляемый автомобиль. Подарок был преподнесен чаду вместе с другими презентами. Сын лениво, безо всякого интереса, открыл пару- тройку праздничных коробок, а потом отправился с друзьями к праздничному столу. Возмутило бедного родителя то, что коробка с его подарком (который он так долго и с такой любовью выбирал) так и не была открыта. Огорченный папа понял, что с его ребенком происходит что-то не то, и принял единственно верное, по его мнению, решение — ограничить доступ сына к игрушкам.

shutterstock_84468232 Философ Бердяев, говоря о наших национальных особенностях, отметил, что русский человек «пришиблен» бескрайними просторами, необъятным пространством. Сейчас мы видим, что современные дети пришиблены неимоверным количеством игрушек. И, наверно, поэтому в них не играют.

Специалисты считают, что игрушка будет тогда интересна ребенку, когда она может рассказать о мире что-то новое, когда обращение с нею может чему-то научить.

 Современные игрушки, как правило, не требуют приложения фантазии, усилий, терпения. А компьютерные игры отбивают всякое желание соприкасаться с реальностью, даже с «игрушечной», лишают ребенка способности творчески мыслить. Кроме того, некоторые исследователи полагают, что кукла Барби для девочки может стать подружкой, образцом для подражания и т.д., но ни в коем случае не «дочкой». Много ли сейчас делается кукол, которых девочке захотелось бы укачивать, кормить с ложечки, пеленать? А знаменитая Беби Бон, к которой также немало вопросов, не каждому родителю по карману. Не в этот ли период происходит «взлом программы» — и повзрослевшая девочка, ставшая мамой, не знает, что делать с родившимся у нее малышом?..

563_0026 Я обратился за комментарием к Ирине Зятьковой — руководителю сургутской студии декоративно-прикладного творчества «Наши куклы», финалисту конкурса «Учитель года— 2013» в номинации «Сердце отдаю детям». «Игре в куклы нужно обучаться,— сказала Ирина Петровна,— раньше были большие семьи, несколько поколений людей жили вместе под одной крышей. Младшие учились у старших и сюжетам, и технологиям изготовления игрушек. Сейчас дети живут обособленно от бабушек и дедушек, да и родителей видят редко. А окружающая среда воздействует на детей негативно. Я это вижу и по моим студийцам. Многие дети разыгрывают кровавые, жестокие сказки (кто-то кого-то разрывает, мучит, грызет). Это, безусловно, влияние компьютерных игр и телевидения. И мы, взрослые, должны показать нашим деткам, что в мире есть и доброта, и справедливость, и бескорыстие, и толерантность. Игра в куклы, хорошие игрушки— это еще и арт-терапия.

 Родители, педагоги должны помочь детям увидеть мир по-иному, научить их играть». Слушая Ирину Петровну, побывав на ее занятиях, понимаю, что не все еще потеряно, есть способ изменить ситуацию к лучшему. Но очень важно не упустить этот момент: когда формируется душа ребенка, необходимо помочь ей, как цветку, правильно развиться, распуститься, научиться впитывать теплые лучи доброты, радости, любви, разлитые в мире.