Главная \ Школоведение \ двоечники

двоечники

Это удивительно, парадоксально и не поддается никакому  логическому  объяснению, но в 21 веке  двоечники в российских школах практически исчезли как класс.

Еще в 1999 году, когда численность обучающихся 2-11 классов в Сургуте составляла 47 тысяч 298 человек, число учеников, не получивших аттестат о среднем образовании по окончании школы, составило 16 человек или 0,51% от общего числа выпускников. В наши дни, в 2013 году, когда число обучающихся в Сургуте составляло 32 тысячи 246 человек, не получили аттестаты 4 человека, то есть всего 0, 32% от общего числа выпускников.  

Отстающих нет. Троечников, конечно, в избытке, но неуспевающих нет в природе.  Ура!!! Есть чему порадоваться, друзья. Тем более, что сейчас в  России почти две с половиной тысячи вузов  (против 500 в Советском союзе). Куда ежегодно поступают  96%  выпускников! (в Америке – только 5-10% от общего числа). Куда до нас отстающей Америке и неуспевающему Израилю! У нас в стране всеобщая грамотность и практически такое же всеобщее высшее образование. Только хочется задать вопрос, как в анекдоте - если мы такие умные, то почему строем не ходим? Почему мы не смотрим отечественные телевизоры, не кипятим воду в отечественных чайниках, не гладим одежду отечественными утюгами и относимся с жалостью к тем согражданам, которые ездят на отечественных автомобилях?

 Кто придумал, что двоечников не должно быть у нас в школах?  Почему в российских школах (и в сургутских, естественно, в том числе), жива установка: «Мы должны стремиться к 100% успеваемости»? Кто подумает о том, что эта установка по-настоящему развращает наших детей? Потому что наши дети, начиная с 6-7 класса, уже прекрасно понимают, что «тройку» им учитель поставит в любом случае. 

Спросите педагогов сургутских школ, куда исчезли двоечники. Они вам расскажут о том, что сегодня каждая двойка в общеобразовательном  учреждении превращается в катастрофу вселенского масштаба. Но не потому, что учащимся предстоит строить коммунизм, а потому что от количества двоечников  в общеобразовательном учреждении зависит место школы в общегородском рейтинге общеобразовательных учреждений.  

Осенью в СурГПУ прошел круглый стол на тему «Семейное чтение». Завуч одной известной сургутской гимназии делилась опытом приема на работу выпускницы одного из педагогических вузов  центральной полосы России. Девушка год или два проработала в Сургутском районе и решила перебраться в Сургут. Пришла на собеседование. Состоялся диалог с работодателем:

- В каких классах вы преподавали?
- В седьмых.
- По какому учебнику?
- Как по какому? По учебнику русского языка и литературы для седьмых классов.
- А автора учебника можете назвать?
-  Нет, не могу, не помню.
- Какие произведения читали с детьми?
- "Тараса Бульбу" Гоголя.
- В каком веке происходит действие повести?
-  Ну.. не в отечественную войну...
- Хорошо. Что еще читали с детьми?
-"Капитанскую дочку" Пушкина.
- Кто главный герой повести?
-... Андрей Болконский!

В эту гимназию девушку не взяли. Но кто знает, ученикам  какой школы она сейчас задает сочинение на тему «Сон Андрея Болконского в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина»?

И то ли еще будет. Моя сокурсница  преподает в Омском государственном педагогическом университете на филологическом факультете. В прошлом году абитуриенты сдавали на любой факультет вуза всего три экзамена: русский, математику, обществознание. Да-да, в том числе на иняз, физфак, химфак, филфак…. Подруга с горечью и грустью рассказывает, что ее первокурсники в большинстве своем не читают, потому что выбрали филфак по «остаточному принципу», так как по баллам не прошли на более престижные факультеты. Более того. Уровень подготовки современных абитуриентов так низок, что они не могут самостоятельно в тексте (даже небольшом) выделить основную мысль…

Потому что школьные двоечники с нарисованными тройками в аттестатах поступают в вузы. В университетах и академиях им тоже рисуют тройки (ведь у нас теперь финансирование вузов напрямую зависит от количества студентов). В годы моей учебы на омском филфаке на первый курс поступило 120 человек, а закончили учебу – 80. Треть была отчислена. Сейчас студентов практически не отчисляют. А тянут их за уши до самого выпуска. Потому что если отчислять такими темпами, как в былые времена, то преподаватели очень скоро останутся без зарплаты и без студентов, ведь тогда в следующем году вузу вообще не дадут  бюджетных мест.   

Куда исчезли двоечники? Да никуда они не исчезли. Они скоро придут в наши школы учить детей разумному, доброму, вечному.  Они скоро придут в наши больницы и поликлиники лечить нас. Они скоро начнут запускать ракеты и спутники в космос…Они начнут строить спроектированные ими же дома… Но судя по тому, как громко и часто ухают наши ракеты и как выглядят и стоят наши дома,  это уже случилось. Это они уже строят нашу жизнь. На «двойку».