Главная \ Школоведение \ Дети и труд

Дети и труд

Пилите, папа, пилите?

Или откуда растут руки у наших детей

Светлана Сергеева

эволюция

Распилить батарейку и ознакомиться с ее содержимым рекомендует детям учебник физики за 8 класс. Загвоздка в том, что в отличие от учебников, батарейки идут в ногу со временем. Это уже не те устаревшие батарейки с едва ли не картонным корпусом, а штуковины из современных прочных материалов, пилить которые можно с тем же успехом, что сопутствовал Шуре Балаганову, потевшему над распилом чугунных гирь. Но пап наших школьников  не так-то просто поставить в тупик: кто-то в январскую стужу рванул на дачу за инструментами, кто-то в магазин за тисками и ножовкой по металлу…Это же вчерашние советские мальчики из доцифровой эпохи, они еще помнят, что руки – не только удобное приспособление для сенсорного контакта с экраном планшета или смартфона.

Вроде бы самое время посетовать на странное и небезопасное задание по физике, а вроде бы все и логично: сегодняшние дети быстрее забацают презентацию в PowerPoint о батарейке, чем найдут,  где у нее плюс, а где минус. Вещественный мир, инструменты, простейшие орудия труда – все это постепенно становится вторичным (сразу в голове всплывает та самая картинка об эволюции, ну вы знаете, подростки ее очень любят).

 Неприспособленность к реальной жизни особенно заметна у наших северных детей, оторванных от земли, деревень, гаражей, огородов, где обычно и получают простейший бытовой опыт. Ну есть, конечно, исключения, но в общей массе…

В сети давно гуляет статья о вирусе цифрового слабоумия, пугающая нас тем, что гаджетомания и отсутствие опыта реальной жизни грозит детям,  ни много ни мало, непоправимыми потерями в таких важнейших сферах  как память, концентрация внимания, самоконтроль, способность к эмпатии, не говоря уже о физической ослабленности и инфантилизации. Очередная ли это страшилка, правда ли – время покажет.

Но, простите за натурализм , рукопопость современных школьников  порой приводит в недоумение педагогов: третьеклассники не умеют вырезать ножницами простейшие геометрические фигуры, пятиклассник не способен отжать половую тряпку, восьмиклассник не то что батарейку распилить не может, он лопату-то только на картинке видел. Не будем утрировать, дети разные, однако тенденция ясна.

Новый министр образования и науки Ольга Васильева решительно настроена вернуть в школы трудовое воспитание и общественно полезную деятельность.  Советские младшеклассники, напоминает портал «Мел», учились работать с разными материалами, в том числе шить и даже конструировать простейшие детали. С восьмого класса в школах начинались «основы производства», и школьники обучались конкретной профессии — например, металлообработке (батарейки, разбегайтесь в страхе!). В конце 1980-х годов «основы производства» постепенно исчезли из школ, а теперь должны вернуться, ибо с рукопопостью нужно срочно что-то делать.

В планах Васильевой и возврат к выездам на картошку, и дружные походы на производство. Лично я – за. Прекрасно помню свои отработки на машиностроительном заводе, где мы в старших классах крутили хомутики. Не бог весть какой труд, но было чертовски приятно знать, что нас допустили до настоящего дела. Хотя, полагаю, продукт нашего производства был наполовину бракованным, и после нас кто-то все это перепроверял и переделывал, однако же тут важен воспитательный момент.

А за намерение министра вернуть школьникам обязанность делать уборку в классах и на пришкольной территории я вообще аплодирую стоя.  Потребительское отношение к школе и совершенно свинскую позицию: «уборщицы и дворник за нами приберут» давно пора было изжить. Возможно, у вас было как-то иначе, но я не без светлых сантиментов вспоминаю намывание полов в классе и отшкребание жвачек с парт, подметание асфальта до блеска и засеивание газонов,  и даже мытье батарей зубными щетками (я серьезно!). Потому что именно там, во внеурочное время в неформальной обстановке велись главные беседы, завязывалась дружба, случались влюбленности и разочарования, зарождались лучшие идеи. Именно там было видно, кто чего стоит, на кого можно положиться, а на кого нет, класс превращался в коллектив и т.д. Ну и само собой навык размахивания метлой никому не помешает, кто знает, как оно сложится…