Главная \ Школоведение \ Что-то пошло не так

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так…

мульт-3Кадры из испанского короткометражного мультфильма «Одинаковый»  («Alike»), в котором каждый узнает нашу действительность и немного себя

Сергеева Светлана

Наша российская  система образования похожа на сургутскую погоду – такая же переменчивая, внезапная, непредсказуемая. Утром вышел из дому в футболке, а вечером снег повалил. Правила игры меняются на ходу, без предупреждения, без переходных периодов и анализа прошлых ошибок. Меняются министры, вводятся новые требования, стандарты, учебники. У моих старших детей разница в возрасте три года, а ощущение, что их разделяет как минимум десятилетие, так все существенно поменялось. Будто все чувствуют, что катимся куда-то не туда, на ходу перебортовывают колеса и проводят мелкий ремонт, но едем все равно по ложным меткам и явно мимо запланированного пункта назначения.

Мы хотим иметь здоровое поколение?

Но тогда зачем загонять детей в душные помещения, где они часами корпят над учебниками и толстенными рабочими тетрадями? Вдумайтесь, по пять часов они проводят в школе, остаток дня – дома, выполняя домашние задания. Без свежего воздуха и физической активности невозможна эффективная работа мозга! Но кому до этого есть дело? И понеслось по кругу: нет прогулок   - ослабляется иммунитет - вирусные заболевания распространяются с небывалой скоростью - далее карантин - воз и маленькая тележка заданий на дом, чтобы не отстать от программы – очередной виток заболеваемости. И ни здоровья, ни ума не прибавляется…

Это же смешно – живем на Севере, а дети во время уроков физкультуры на лыжах и коньках не катаются, в хоккей не играют, они исправно трижды в неделю топчутся в пыльном спортзале.

Про вес портфелей отдельный разговор.

А брать интервью у детских ортопедов, офтальмологов, иммунологов и т.д. мне вообще в последнее время страшно: все говорят, что пора бить тревогу, срочно надо что-то менять. Но, видимо, коммуникации между Минздравом и Минобром не налажены…

Мы хотим вырастить  добрых, воспитанных, способных к дружбе и любви людей?

мульт-4

Опять же загвоздка.  Тогда душа обязана трудиться. Только для этого тоже требуется время, самое обыкновенное время: на задушевные беседы с родителями и друзьями, на хорошие книги, настольные игры, да и просто на размышления. Я училась в обычной советской школе и у меня оставалось море свободного времени для того чтобы просто смотреть в окно. Да, подростком я часами могла сидеть на подоконнике и ничего не делать, пялясь в пространство. Наверное, в это время происходила какая-то важная душевная работа, и родителя меня не трогали, не отправляли в лингвистическую школу или играть на скрипке. Теперь это сочтут попустительством. Я ностальгирую по разгильдяйскому советскому детству. В нем было место для жизни.  И очень сочувствую своим детям, пытаюсь им помочь, но  мне не под силу обскакать систему. Я в ловушке, как и все остальные.

Мы хотим самостоятельности и личностной зрелости?

Но откуда ей взяться, если детям не доверяется даже малая толика ответственности за какие-то реальные дела? Родители организовывают им праздники (никакой самодеятельности – а вдруг что не так), поэтому у нас Новый год в развлекательном центре, где детей за деньги веселят аниматоры.  А сами? Сами мы не умеем. Нарисовать стенгазету? Это сложно! То в школе нет свободных помещений, то по технике безопасности не положено (вдруг кисточками друг друга поубивают), то дети просто не в состоянии договориться, кто за что отвечает. Ну ничего, папа на принтере распечатает, делов-то!

 Мы хотим, чтобы наши дети стали яркими индивидуальностями, нашли себя?

Тогда к черту стандарты! Сегодняшняя школа кормится показателями успеваемости, в ней нельзя чувствовать себя вполне успешным троечником, который при этом отлично поет, рисует, конструирует или пишет стихи. Министерство пилит чиновников, чиновники – учителей, учителя – родителей, мы – детей: дайте высокие баллы на всероссийских проверочных работах, дайте баллы на ЕГЭ, дайте массовое участие в конкурсах, которые, к слову сказать, бывают таким мертворожденными (пустыми, проводимыми  «для галочки»), что аж тошно.  Детское вдохновение – штука нежная, спугнешь – может и не вернуться. Соизмерьте, как много современный ребенок делает, «потому что надо», и как мало, «потому что душа требует». Завтра наступает внезапно, и к 9 классу вдруг выясняется, что 15-летний человек  понятия не имеет, кем хочет стать, какие у него склонности, какие мечты. Просто ему было некогда об этом думать.

мульт-5Мы бы не хотели в старости оказаться во власти эгоистов, пусть даже с высокими баллами по ЕГЭ?

Тогда надо прекратить бездумно натаскивать детей на мифические результаты – тесты, олимпиады, контрольные, отдавая этому львиную долю времени. Без способности к сопереживанию, без настоящего товарищества, без «тимуровской» помощи одиноким старушкам, без альтруизма не случится Личность. Но все это постепенно выхолащивается из нашей школьной и даже семейной жизни. Теперь дети – это деловые  проекты, в которые надо вложиться финансово и с расчетом на ощутимый результат, желательно измеряемый в процентах. И школа больше не храм знаний и колыбель нравственных ориентиров, а учреждение, оказывающее образовательные услуги. Только мы забываем, что человечность  цифрами не измеришь.