Главная \ Секреты воспитания \ бить или не бить

бить или не бить

Впрочем, и время сейчас другое. Чем более общество либерализуется, тем меньше в нем говорится о физических наказаниях. Скажем, Европа от них отказалась повсеместно. В России на этот счет существуют спорные мнения. С одной стороны, вседозволенность приводит к распущенности, но с другой – сердце кровью обливается, когда видишь, как горе-мамаша бьет за пустяк малыша, бьет со злостью, расчетливо, словно тот виноват, что родился на свет.

Чтобы расставить все точки над «i», обратимся к специалисту психологической службы СурГПУ  Марии Русиной за разъяснениями.

 

- Как наука определяет физическое наказание?

 

- Физическое наказание – это преднамеренное нанесение ребенку родителями физических повреждений, которые могут вызвать нарушения физического и психического здоровья, ведущие к отставанию в развитии.

К физическому насилию относятся и телесные наказания. К наказаниям родители чаще всего прибегают в тех случаях,  когда хотят добиться от детей беспрекословного послушания и следования требованиям, полагая, что это самое действенное средство воспитания и контроля за дисциплиной.

 

- Может ли ребенок, к которому применялись физические наказания, повзрослев, стать полноценным, здоровым, свободным членом общества?

 

- Полагаю, что нет. Телесное наказание приводит ребенка к деградации. Он может почувствовать, что порка – это наказание, достаточное само по себе. Если его наказывают часто и сурово, у ребенка не вырабатывается необходимое чувство вины, что препятствует развитию у него полноценного осознания себя как личности.

Безусловно, ребенок не может дать родителям соответствующий отпор, поэтому он будет невероятно покорным, но постоянно находиться в поиске иных путей отмщения: будет искать возможность схитрить, портить вещи, игрушки, дружить с плохой компанией, в дальнейшем может начать принимать наркотики, курить. Кроме перечисленного, ребенок будет искать объект, на который можно выплеснуть всю свою обиду, унижение и отчаяние, выпустить агрессию. Несомненно, он выберет самого слабого, того, кто не сможет ему ответить равноценно.

 

 - А есть ли положительный эффект от физических наказаний детей?

 

- И здесь ответ будет отрицательный. Как отмечает психолог Лидия Божович, при физических наказаниях часто создается видимость успеха, за которой в действительности скрывается поражение родителей: дети, которых бьют, «исправляются» лишь в присутствии взрослых, но зато у них вырабатывается привычка делать все нехорошее исподтишка.

Физическое наказание приносит боль, обиду, унижение и страх. Если ребенок перестал делать то, за что его побили, значит, страх перед болью, перед физическим страданием победил в нем все другие чувства и желания.

В некоторых семьях такие наказания постепенно входят в систему, так как дети перестают реагировать на другие меры воздействия, а вместе с тем наказания усиливаются. Подобное  поведение родителей способствует формированию у ребенка разнообразных негативных установок, которые будут взяты им во взрослую жизнь. Их основу образуют такие устоявшиеся мнения, как: «Мир не справедлив», «Никому нельзя доверять», «Меня бьют самые близкие мне люди», «Нельзя проявлять эмоций – это наказуемо», «Следует быть расчетливым и холодным», «Силой можно получить то, что не удается иметь по-другому».  

Телесные наказания могут привести ребенка к повиновению, но что это будет за ребенок и какой из него вырастет человек? Слабые дети вследствие наказаний становятся трусливыми и безответными; сильные – жестокими и дерзкими. И в обоих случаях эти наказания развивают в детях озлобление, лживость, хитрость, лишают их детской непосредственности, здоровой жизнерадостности и веселости. А потом, когда ребенок вырастет, и у него появятся собственные дети, не исключено, что он будет обращаться с ними так же, как обращались с ним в детстве.

Физическое наказание вредно еще и тем, что оно закрывает перед взрослыми другие пути воспитания ребенка.

 

- Какие рекомендации вы можете дать родителям в этой связи?

 

- Универсальных рецептов, конечно, нет. Каждая семья индивидуальна, но можно посоветовать следующее.

  1. Необходимо сначала выяснить мотивацию ребенка - он не послушался   потому, что хотел досадить, или просто на горизонте возникло что-то гораздо более интересное, чем вы, что привлекло его внимание настолько, что ребенок вас просто не услышал.
  2. Старайтесь оценивать  поступки, действия ребенка, а не его самого.  Например, лучше говорить ребенку не «Ты плохой», а «Ты сделал плохо», не «Ты жестокий», а «Ты поступил жестоко».
  3. Помните, что похвала в 4 раза эффективнее, чем физическое наказание. Хвалить нужно через поведение, заслуживающее одобрение: «Как здорово, что ты собрал все игрушки! (приготовил уроки, помыл посуду)».
  4. Позволяйте ребенку столкнуться с последствиями своих действий. Например, «Разбил чашку – теперь будешь пить из другой, без рисунка».
  5. Давайте ребенку шанс исправиться. Детям важно знать, что ошибки можно исправить – это повышает уверенность в силах.
  6. Выработайте систему поощрений. Поощрение может быть незначительным (улыбка, похвала), может быть выражено мате­риально, а может быть проявлением внимания к успехам детей. 

И помните, что обычно дети хотят заслужить ваше одобрение, а если что-то не получается, нуждаются в помощи, а не в наказании…

________________________________________________________________________________________

СМЕРТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

  В прошлом году в ХМАО – Югре выявлено 11 фактов жестокого обращения с несовершеннолетними. В Нефтеюганске  зафиксировано 5 случаев систематического избиения несовершеннолетних, в Нижневартовском, Белоярском, Кондинском, Сургутском районах, Мегионе и Покачах - по 1.

     При этом два факта совершены в опекунских, внешне благополучных семьях. В опекунской семье из деревни Юрминское Кондинского района ребенок погиб в результате систематических побоев.

В 2012 году специалисты опеки и попечительства Сургутского района обнаружили факт нанесения телесных повреждений девятилетней девочке.  Во время посещений семьи было установлено, что опекуном плохо исполнялись обязанности по воспитанию  и содержанию ребенка.

  Кроме того,  7 фактов жестокого обращения с детьми выявлены сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних. В одном случае  шестнадцатилетний подросток обратился в полицию самостоятельно, в другом случае инициатором привлечения к уголовной ответственности выступила мать несовершеннолетних.

Все факты жестокого обращения с детьми тщательно расследуются специалистами, к виновным применяются предусмотренные законом меры.

В прошлом году к административной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию и содержанию своих несовершеннолетних детей привлечены более 4 тысяч родителей, что на 15,9% больше аналогичного периода прошлого года. Более одной тысячи родителей, отрицательно влияющих на воспитание своих детей, поставлены на учет в органы внутренних дел для организации профилактической работы.

По материалам ОДН УМВД России по ХМАО - Югре