Главная \ Школоведение \ 1 сентября

1 сентября

# Школа #

11 лет рабства или оплот счастливого детства?

1 сентРазговор двух будущих мам, подслушанный  в женской консультации:

- А у вас какая разница между детьми?

- Шесть лет. Как раз подгадывали:старший в школу пойдет, буду ему помогать в декрете. Знаете, сейчас такие требования! А у вас какая разница?

- Шестнадцать.

- Ого!  Здоровье не позволяло рожать?

- Да не, что вы. И здоровье в порядке, и родов не боюсь.Но как думала про ШКОЛУ, снова рабство на 11 лет…Ну не могла я на ЭТО  решиться!

 

 Светлана Сергеева

 

1 сентября все ближе. Какие чувства у вас? А у ваших детей? Предпраздничные? Тревожные? Противоречивые? Хруст новых тетрадных обложек, аккуратно собранный пенал, встреча с друзьями и учителями, обмен летними впечатлениями и всё ещё по-сентябрьски теплый воздух…Бесконечные анкеты с личными данными,  избрание родительского комитета, контрольные срезы, вторая смена и домашка….

Я люблю школу. Говорю это без тени сарказма. Когда  мои сыновья поднимают очередной бунт (как правило, уже в первой четверти учебного года), предлагаю им представить неохваченные всеобучем просторы Африки, где многие дети никогда не ходили и не пойдут в школу, или же мысленно перенестись во времена царской России, где школа была недоступной роскошью для крестьянских детей, которые – да-да - мечтали учиться. Ну сыновья, естественно, говорят: «Вот бы нам туда!».

Метафизическую школу, свое идеальное представление о ней и даже отчасти личные воспоминания о школьных годах  любить легко, а терпимо и с пониманием относиться к школьным реалиям сегодняшнего дня  – трудно. Это что-то из области «люблю страну и ненавижу государство».  Как и многие родители, с глубоким уважением отношусь к учительскому труду, но то, что инициирует и спускает сверху государственная машина в лице Министерства образования и не только, подчас обескураживает. Когда ты мама и журналист в одном лице, на каждую новость, касающуюся системы образования, смотришь под особым углом. За это лето  их уже нападало столько, что не знаю с чего и начать....

Пусть это будут противоречащие друг другу  сообщения о всеобщем переходе российских школ на обучение в одну смену и введении новых предметов, таких как православие, шахматы и основы предпринимательства.

Все в первую смену!

1 сентя

Министр образования Дмитрий Ливанов заявил о том, что вторая смена в российских школах скоро станет достоянием прошлого. По его словам, здания учебных заведений во время второй смены можно будет использовать для занятий по интересам: спорта, рисования, музыки и т.д.  Вроде как приоритетом на ближайшие десять лет в общем образовании станет "задача выстраивания современной образовательной среды, интегрирующей школьное и дополнительное образование". Он отметил уже существующую в некоторых регионах практику взаимодействия школ с парками, музеями, концертными организациями, что позволяет организовать эффективные занятия по интересам для детей. Для таких же занятий, по словам Ливанова, могут использоваться и здания школы во вторую смену. Хорошо же? Да просто прекрасно!

"Все обучающиеся в школах со значительным износом зданий будут переведены в новые здания, а в крупных городах мы будем создавать взаимодействие организаций дополнительного образования и школ, чтобы детям не нужно было проезжать полгорода для занятий спортом или учиться рисовать, например", - отметил Ливанов.

Однако звучит данное заявление утопично. Неясно, представляет ли министр степень перегруженности современных школ. В частности, в Сургуте, где рождаемость одна из самых высоких в стране, школы и в две-то смены едва вмещают своих учеников. К слову, у нас в этом году за парты сядут 44 тысячи школьников, из них более пяти с половиной тысяч – первоклассники.  О переводе в одну смену можно только мечтать. Даже разговоры о пятидневном режиме обучения разбиваются о невозможность утрясти школьное расписание таким образом, чтобы раздутая учебная программа умещалась в отведенные часы. А уж иллюзорные прожекты об одной смене при наших реалиях еще долго останутся лишь мечтами.

Шах, мат и аминь!

матДопустим, я пессимист, и все случится именно так – 90 процентов сургутских школ, сегодня занимающихся в две смены, по мановению волшебной палочки перейдут на односменный режим. Но позвольте, куда же тогда упихивать новые предметы? Ведь предложения о том,  ЧТО дети должны изучать в школах, сыплются как из рога изобилия. Не успели мы переварить два обязательных иностранных языка, которые, к слову, мало кто смог внедрить  в прошлом учебном году из-за нехватки кадров, так на горизонте новые предметы.  РПЦ предлагает изучать православную культуру с 1 по 11 класс в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке. Губернатор Югры Наталья Комарова – шахматы, и тоже в начальной школе в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке, а ученикам постарше – в форме факультатива. Премьер-министр Дмитрий Медведев выступает за изучение основ предпринимательства, спасибо, хоть не с первого класса и по желанию.  В общем и целом неплохие инициативы, особенно шахматы. Но ведь это часы, которые дети проведут за партами! Реальное время, которое придется выкроить из одной « овечьей шкурки» учебной программы. За счет чего? Придется сократить время прогулок, сна, дополнительных занятий, которые дети выбрали по любви, или чего-то еще?  Как бы не вышло как в той армянской сказке: «Больших семь шапок из овцы  не выкроишь никак!».  Уплотним расписание, и потеряем в качестве знаний и здоровье детей…

Хотя чего ныть? Вон в Калифорнии политик, защищающий права секс-меньшинств, предлагает детям в начальной школе рассказывать об однополых семьях и разнообразии ЛГБТ-сообществ…Вроде как департамент образования Калифорнии не поддерживает, но и не запрещает: уже в 2017 году  как государственным, так и частным школам будет предоставлен широкий выбор учебных материалов и книг, содержащих "много информации о представителях ЛГБТ-сообществ, которая позволяет раскрыть их роль в современном социуме и истории". Так что беру свои слова обратно, я за шахматы!

Наконец-то! Под ЕГЭ пошатнулся трон

школьники-5Этим летом Рособрнадзор предложил отказаться от оценивания качества работы школ по результатам ЕГЭ. Государству понадобилось 15 лет для того, чтобы признать – система единого государственного экзамена несовершенна и не может являться главным критерием оценки качества образования в школе. Педагоги с самого начала внедрения ЕГЭ в 2001 году твердили, что тестовая система – это лотерея, и от коррупции в системе образования не спасет, а вот  испортить жизнь детям может еще как.  Так и случилось. 

В Рособрнадзоре рассматривают  новую систему оценки школ, в которой будут учтены не только результаты ЕГЭ в 11 классе,  но и итоги основного государственного экзамена в 9 классе и всероссийских проверочных работ в 4 классе. Также начнут обращать внимание на  количество призёров и победителей предметных олимпиад школьников и участие школ в региональных и федеральных программах подготовки выпускников.

Что это изменит для нас,  простых смертных? Во-первых, это первый признак того, что под ЕГЭ зашатался трон,  а значит, постепенно тестовые подходы в образовательных программах потеряют свою актуальность. Никто не будет отрицать, что натаскивание на ЕГЭ начинается еще с начальной школы, а в старших классах становится просто театром абсурда.

 Обещают, что в 2017 году в ЕГЭ по химии, физике и биологии не будет заданий с выбором ответа. И, возможно, введут  устную часть в ЕГЭ по русскому языку. Пока непонятно, как это будет работать, но появилась надежда на оздоровление экзаменационной системы.

Каждый родитель, видевший образцы контрольных срезов и проверочных работ  своих детей, скажет, что «угадай-ка» очень часто выстроена некорректно: то ответы по сути дублируют друг друга, и выбрать единственно верный невозможно, то ответ звучит нелепо, что очевидно даже ребенку. Но ответить устно или написать ответ своими словами, аргументировав его, нельзя. Это подрезает крылья всем нестандартно мыслящим, душит ростки здравого смысла. Что толку вводить обучение игре в шахматы, если курс математики так изувечен, что многие выпускники не могут осилить даже базовый уровень, а гуманитарные предметы, которые формируют основу логических рассуждений, давно уже утратили это назначение. Откуда взяться аналитической мысли, если даже на уроках литературы дети выполняют тестовые задания?

Как сообщает ВЦИОМ, более 77 %  опрошенных считают, что ЕГЭ нужно отменить, поскольку эта форма сдачи ведет к деградации образования. Чуть более 17%  выступают за смешанную форму экзамена, и лишь около 5%  считают ЕГЭ полезным.

"Результаты этих опросов отражают реальную картину и свидетельствуют о реальных последствиях ЕГЭ. Конечно, ЕГЭ – не единственный фактор деградации образования, но когда в стране 32% считают, что Солнце – это спутник Земли, и примерно столько же думают, что если радиоактивное молоко прокипятить, то радиоактивность исчезнет, то это говорит о деградации", - комментирует данную статистику ресурсу Накануне.RU первый зампред комитета по образованию Олег Смолин.

Немного о любви

вопрос-3

Дети отлично чувствуют нашу родительскую растерянность, наше смятение и недоверие к школе. Чиновники от образования скажут: так вы не критикуйте школу при учащихся, хвалите ЕГЭ, программы, учебники – и будет вам счастье. Ну уж нет: фальшь – это последнее, что я хочу видеть в своих отношениях с детьми. Думаю, что ошибки в учебниках или абсурдность ЕГЭ нужно обсуждать с ними честно, подчеркивая, что ошибиться может каждый, не обзывая всех дураками и не смакуя негатив: «Ты видишь, что здесь допущена неточность, полистай энциклопедии, нырни в интернет, разберись САМ, ведь никакой учебник не может быть истиной в последней инстанции».

Бывает, ребенок приносит из школы архидурацкое конкурсное  задание, так позвольте ему его не выполнять. Бывает – несет двойку за что-то, что, по вашему мнению, яйца выеденного не стоило, так не ругайте и убедите, что эта оценка и для вас, и для него ровным счетом ничего не значит.

Если зажать ученика между молотом и наковальней – школой, которая пока сама с собой-то не в состоянии разобраться, и родителями, которые бездумно требуют одних лишь пятерок, можно превратить 11 лет учебы в самое настоящее рабство. Если же мы, родители, будем гибкими, мудрыми, вдумчивыми, неравнодушными, и что немаловажно, постараемся помогать школе и учителям,  у наших детей есть все шансы прожить школьные годы в понимании и любви. С первым Вас сентября!

30.08.16